Индивидуалистическое мировоззрение

 

Награда за одиночество - возможность остаться собой.

А. ФоМин.

 

Существует несколько весьма популярных во всем мире учений, в глазах политически неграмотных людей выглядящих прогрессивными, но по сути реакционных, основанных на современном субъективно-идеалистическом базисе. Сюда относится дух индивидуализма, полезный буржуям для поддержки капитализма «снизу».

Кроме анархо-индивидуализма совершенно разрозненных и политически пассивных молодых людей (что определяется самой сутью учения), есть индивидуалистические учения, вызывающие активность и объединение по интересам огромных народных масс, например, учение Хозе Аргуэльеса о «внетехнологическом пути майя» [37]. Влияние многочисленных подобных культов на общество однотипно: с одной стороны – маргинализация: как минимум, уход от активной общественно-политической борьбы, как максимум – полный аскетизм и максимальный отказ от общества. Одни верующие ждут прихода Мессии, другие – особой астрологической эры, третьи - «самосовершенствуются» поодиночке, фокусируя все внимание и силы на собственном Эго.

Другой тип – не консолидирующие, но также массовые и также значительно влияющие на состояние общества индивидуалистические учения, например, учение Дона Хуана (Карлоса Кастанеды) о Нагвале [38, 39] или философская линия ницшеанства и сатанизм Ла Вэя.

Сторонники учений первого типа ищут единомышленников, создают международные и локальные общественные организации.

Сторонники второго типа внешне могут выглядеть общительными, «как все», но их истинные помыслы – загадка для стороннего наблюдателя: то ли человек мизантроп, то ли страдает ангедонией, то ли помешан на духовном и интеллектуальном самосовершенствовании до мифического уровня Сверхчеловека.

Такие люди не ищут себе подобных для совместного пути к возвышению, ведут частично затворнический образ жизни, возможно, стремятся найти абсолютно идентичную себе (идеальную) пару, чего «в чистом виде» не бывает. Любовь пока не формулируема полностью научно: это в значительной степени феномен (не считая животных истоков симпатии, но это только предпосылка, после которой у человека разумного развилась способность к особому высшему чувству). Индивидуалист-радикал бежит за неуловимым образом идеального, отвергая настоящие чувства многих несчастных. Между тем, настоящие дружеские отношения – спонтанное проявление человечного, братского отношения к ближним. Любовь – выделение из окружающих одного единственного человека, с которым хочется пережить и горе, и радости вместе, с которым мы «на одной волне», с которым мы всегда рядом душой (даже когда физически на расстоянии), от состояния которого, кажется, меняется все вокруг, которому хочется подарить весь мир. С любимой/любимым хорошо не только развлекаться, но и обустраивать быт, преодолевать трудности, вместе бороться и праздновать победы. Для разочаровавшегося в жизни индивидуалиста любовь – либо недостижимый и непонятный идеал, либо вообще фикция, трактуемая им как фальшь с корыстным умыслом. В действительности же, когда рождается любовь, мы встречаем всегда неидеального человека (иных и не бывает), а когда ощущаем, что «это – родственная душа», то в наших глазах этот человек действительно идеализируется на 100%.

Огромное влияние на формирование всех современных индивидуалистических учений оказали религии в либеральной пост-модернистской обработке, скрывающей за симулякрами реабилитацию философии идеализма (как религиозно-объективного, так и современного субъективного). Деятельность религиозных проповедников и современные индивидуалистические учения не пресекаются буржуазными властями, а напротив – поддерживаются для укрепления покорности населения.

Убежденные индивидуалисты не способны увидеть глубинные общественные причины своих личных неудач, уродств окружающей их цивилизации, списывая все на собственное и чужое личностное несовершенство. Отсюда рождается глупый и антигуманистический принцип каббалистов: все, что способен выбирать человек, это свое окружение (а с кем поведешься, от того и наберешься). Остальные факторы догмы Каббалы называют абсолютно неподвластными влиянию личности. Мы иногда замечаем необъяснимую дискриминацию в отношении себя или других людей, в действительности она часто бывает обусловлена именно данным учением, извращающим человеческое мышление и нравственность.

На любые доводы индивидуалист ответит, что общественная жизнь, борьба – глупая и пустая трата времени, а все проблемы – в собственном сознании, что собеседник сам виновен во всех бедах, что проблемы и негатив не в окружающем мире, а «в его голове». Такой философ-солипсист всегда обвинит любого в том, что весь мир вокруг хорош, а вот сам человек плох и относится ко всему и всем предвзято.

Одни индивидуалисты ожидают наступления астрологически-обусловленной эры. Якобы в связи именно с этим возможными становятся коренные изменения в жизни всего общества, необходимо только в нужный момент применить на практике предписанные (например, жрецами древних Майя) оккультные знания – в форме медитаций, обрядов, подобающего поведения и т.п.

Другие «уходят в себя», занимаются «самокопанием», логическими и мистическими практиками самосовершенствования. В простейшем случае идеалисты последнего типа не знакомы с элементарными знаниями общественных наук: что человек есть совокупность всех общественных отношений, что именно общественное бытие определяет общественное сознание.

Идеалист исходит из того, что личности даны некие индивидуальные особенности, не определяемые общественной средой, общественными отношениями. Но откуда в таком случае взялись эти особенности? Воспитание в раннем возрасте и дальнейшая социальная обстановка воздействовали на индивидуум, вследствие чего он стал таким как есть (темперамент, тип характера, тип строя психики, мировоззрение).

Всякого рода отшельничество, информационное голодание, отказ от активной общественной жизни, разрыв с окружающими ведут не к «просветлению», не к Сверхчеловеку, но напротив – к деградации личности, утрате как раз той самой индивидуальности, которая формируется в процессе активного общественного взаимодействия. В романе «Лезвие бритвы» Иван Ефремов в художественной форме показал пример, когда герой (художник Даярам) решает пройти обряд добровольного заточения, чтобы найти решение, как ему действовать дальше. В результате он понимает, что и без этого испытания цели и пути их достижения в общих чертах лежали «на поверхности» изначально, а заточение отняло у него драгоценное в той ситуации время. Духовный наставник объясняет герою, что информационное голодание было эффективным для неотягощенного знаниями, впечатлениями и эмоциями средневекового крестьянина, но не годится для современного активного человека. Впрочем, это только «среднее арифметическое» пригодности старинных духовных практик к современному человеку, в отдельных случаях, возможно, такие и подобные методы – как раз то, что надо.

«Отцами» современного радикального духовного индивидуализма можно назвать Шопенгауэра и Ницше.

Шопенгауэр в своих работах акцентировал внимание на хорошо знакомых ему ощущениях безысходности, непреодолимого одиночества, непонимания, душевных страданий, которые не с кем разделить. Он крайне агрессивно высказывался в сторону теорий ученых-современников. Те разрабатывали гуманистические, коллективистские, коммунистические общественные науки, востребованные страдающим от примитивно-буржуазного устройства народом. Шопенгауэр отрицал возможность носящих массовый, фундаментальный характер учений хоть как-то помочь личности. По его мнению, эти учения лишь повысят всеобщий уровень лицемерия и формализма, не более.

Ницше заявил, что «Бог убит людьми», а вся история прогресса до этого – процесс опустынивания. Человек остался перед пустотой, Великим Ничто. И лишь если появится качественно новый субъект – Сверхчеловек, то он сможет преодолеть в духовной битве это Ничто. Человек в сравнении со Сверхчеловеком будет жалкой пройденной стадией, подобно обезьянам в сравнении с человеком разумным (между ними лежит принципиальное качественное различие). Ницше полагал, что время этого появления придет, но Сверхчеловек – не Бог, и кроме того все в истории, пройдя жизненный цикл, возвращается к истокам (модель циклического времени). Следовательно, время будущего Сверхчеловека не вечно, да и вообще вся история – бесконечное «возвращение». Понимание этого принципа ввергало Ницше в невыносимую грусть и отчаяние. В любые времена человечество делится на многочисленную «расу господ» и «расу рабов», не имеющих никакой связи с генетическими расами и народами, этносами, вероисповеданиями. Различия, определяющие принадлежность к одной из ницшеанских рас – только в сознании людей. Один, хотя возможно и не знает на данный момент нужных методов, не смиряется с положением дел, со своим положением в обществе, со своим духовным уровнем, с состоянием всего окружающего его общества. Этот «господин» в непрерывном поиске, и рано или поздно он находит путь для реализации своей воли к власти. «Раб», говоря современным языком, обладает строем психики «зомби», это тот, кто составляет страту духовного и интеллектуального «быдла». «Рабы» сбиваются в группы подобных, и в той или иной форме ищут пути, как «продаться», стать марионеткой в чужих руках, а чего они всегда избегают – так это мыслить самостоятельно. Они являются идеальными «потребителям» массовых идеологий, направленных на окончательное уничтожение личности и воспитание безвольного «человеческого стада». В нацистской Германии верховные идеологи исказили эту доктрину, приписав низменные и вредные черты «расы рабов», «недолюдей» целым народам и расам, являвшихся конкурентами «германской расы».

Философская «линия» Ницше была продолжена российскими и зарубежными мыслителями ХХ века.

Помимо ницшеанства, вклад в современное духовно-идеалистическое мировоззрение сделало учение сатанизма ЛаВэя. Это сатанизм не имеет практически ничего общего с жертвоприношениями подростков-садистов и прочими нечеловеческими ритуалами. Сатанистам и нео-готам также приписывают откапывание трупов, порчу надгробий, могильных оград и крестов и прочие варварские действия. Запомните: все это – дело рук психически больных людей, наркоманов, хулиганов-вандалов, а сатанистам такое просто не придет в голову сотворить. Чтобы наиболее кратко дать понятие о сатанизме, приведу для сравнения заповеди Христа и ЛаВэя.

 

Заповеди Христа (Новый Завет, в моем сокращении).

 

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь.
Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.

всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. … кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

не клянись вовсе. … Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; … Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете?».