Взаимосвязь психоанализа и образования475

Что взрослые делают не так

Послушайте меня, взрослые, если вы хотите хоть что-то знать! Не задирайте нос, что дети, дескать, не умеют делать всего, что делае­те вы, взрослые. Они могут большую часть того, что можете вы. Но дети ни за что не станут вас слушаться, если вы будете приказы­вать им, например: «Ну-ка, марш в постель!» Тогда они ни за что не пойдут, даже не надейтесь. Но если вы скажете то же самое мяг­ко, они тут же повинуются вам. Вам кажется, что вы можете делать все, что вам вздумается, но ведь такого не может быть. И перестань­те наконец твердить: «Ты должен это, ты должен то...» Никто ни­чего не должен, и потому дети тоже не должны. Вы думаете, что дети должны мыться. Это, конечно же, не так. Тогда вы говорите:

«Если ты не будешь мыться, люди скажут: фу, какой же он неря­ха!» — и поэтому ты доллсен помыться. Нет, он не должен, но по­моется, чтобы люди не называли его неряхой.

Достаточно сказать ребенку, что ему нужно сделать, и не надо рассуждать о том, как это делается, потому что они и так во всем повторяют за вами и сделают все так, как это делаете вы. II пере­станьте без остановки повторять: «Не покупай это, не покупай то...», потому что они сами за это платят и поэтому могут поку­пать все, что им вздумается. И не говорите им: «У тебя это не получится», потому что они умеют многое лучше вас. Вы в это не поверите, но потом будете удивлены. И вообще вы слишком много разговариваете, разрешите ребенку хоть раз вставить

слово!

А теперь представим себе, что эти записи нашли в школе и отнесли директору. Он решит, что это опасный ребенок, за ко­торым нужен глаз да глаз. Наведя справки, он бы обнаружил еще более тревожные известия: мальчик богохульствует, гово­рит о священниках в таких выражениях, которые едва ли мож­но повторить, подстрекает своих сверстников не мириться ин с каким вмешательством в их жизнь и даже собирается прийти в зоопарк и выпустить на волю всех животных, которые, как он считает, были по несправедливости заключены в клетки. Кон­сервативный учитель из старой школы, конечно, сказал бы:

бунтарские настроения этого мальчика должны быть подавле- • ны, пока еще не поздно, иначе в будущем он будет представлять серьезную угрозу для общества. Современный преподаватель, напротив, возложил бы большие надежды на будущее этого


476 Раздел VII. Психоанализ, воспитание, образование


 


1ебенкп II увидел бы в нем растущего лидера и проводника ли-'еральных идеи в массы.

реб(:
бера

Должна сказать, что оба одинаково ошибаются, и все их дальней ни ie действия, основанные на таком понимании данной ситуации, будут ошибочными и неверными. На самом деле этот восьмялетшш мальчик просто безобидный маленький трус, который может испугаться лающей на него собаки и не реша­ется вечером пройти но темного коридору, и, конечно, не спо­собен и мухи обидеть. Его мятежные мысли имеют неожидан­ное объяснение. В раннем детстве он был страстно предан сво­им родителям и интенсивно занимался мастурбацией. Это было пресечено запретами и угрозами хирургического вмешатель­ства, которые вызвали сильное потрясение. В результате в нем развились тревожность и опасения за сохранность его половых органов. Как следствие, он начал протестовать против любой власти. Если кто-то обладает властью, рассуждал он, то он был властен также наказывать и кастрировать. А следовательно, надо уничтожить саму возможность существования земной или небесной власти. И чем сильнее был его страх, тем больше он пытался преодолеть его крикливыми и бессмысленными нападениями на власть имущих.

Впрочем, это был не единственный его способ защиты. Хотя он и строил из себя атеиста, страх каждый вечер заставлялеговставать на колени и молиться. Он рассуждал так: «Разумеет­ся, Бога нет. Но все-таки он может существовать, и в любом случае не помешало бы слушаться Его».

Важно понять, что этот мальчик в будущем не станет ни ини­циатором либеральных идей, ни угрозой для общества и что в чем действительно нуждался, так это не в восхищении, не в суровых мерах и запретах, а в снятии страхов. Только это мог­ло освободить его от невротического поведения и дать ему по­чувствовать, что во взрослой жизни он будет способен развле­каться и работать наравне со всеми.

Психоаналитический метод лечения, которым можно до­стигнуть этой цели, представляет собой третий способ содей­ствия воспитанию детей. Но описание этого метода терапии, то есть детского психоанализа, увело бы нас далеко за пределы нашего курса.