Интероцептивные (органические) ощущения.

Это ощущения, возникающие от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о работе последних. Эти ощущения образуют органическое чувство.

Закономерности ощущений это:

1. Порог чувствительности (ощущения).

Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда перестают возникать ощущения. Так, например, звуки с частотой выше 20000 герц мы не слышим. Более того. Сверхсильный раздражитель вместо ощущения может вызвать боль. Таким образом, ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости интенсивности ощущения и силы раздражителя выражает понятие порога чувствительности (ощущений).

Различают два вида порогов:

А) Порог абсолютной чувствительности.

Определение: Нижний абсолютный порог ощущения – это наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение

Определение: Верхний абсолютный порог ощущения – это наибольшая сила раздражителя, при которой ещё возникает ощущение данного вида

Б) Порог чувствительности к различению.

Определение: Порог чувствительности к различению – это наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений.

Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

2. Адаптация.

Определение: Адаптация – это приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю. Оно проявляется в понижении или повышении порога чувствительности.

Пример: В первый момент, когда человек входит в воду, она кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает и вода кажется достаточно теплой.

Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.

Различают три разновидности этого явления:

А) Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя.

Пример: Лёгкий груз, покоящийся на коже вскоре перестаёт ощущаться.

Б) Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.

Пример: При погружении руки в холодную воду, интенсивность ощущения, вызываемого холодовым раздражителем, снижается.

В) Повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

Пример: Темновая адаптация, когда увеличивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте.

Первые два вида адаптации принято называть негативной адаптацией, поскольку в результате их снижается чувствительность анализаторов. Третий вид адаптации принято называть позитивной.

3. Взаимодействие ощущений.

Определение: Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

Суть взаимодействия в следующем: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, а сильные – понижают.

Определение: Сенсибилизация – это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений.

При взаимодействии ощущений бывает и такое явление как синестезия.

Определение: Синестезия– это возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности.

В результате такого взаимодействия ощущений у человека под влиянием, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, а цвет может вызвать ощущение холода и т.д.

4. Контраст ощущений.

Определение: Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст. Существует явление т.н. последовательного контраста.

Пример: После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.

Пример: Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Ощущения не являются единственной формой отражения мира. Более высокие формы чувственного отражения (восприятие, представление) не могут быть сведены к сумме или комбинации ощущений. Каждая из форм отражения имеет качественное своеобразие, но без ощущений как первоначальной формы отражения невозможно существование какой бы то ни было познавательной деятельности.

Одну из существенных черт индивидуальности составляет сенсорная организация личности.

Определение: Сенсорная организация личности – это характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы.

Сенсорной организации человека складывается прижизненно.

Более низкие пороги чувствительности в одной модальности и более высокие – в другой, выделение ведущей модальности (вида чувствительности) характеризуют индивидуальные особенности человека. Они формируются в деятельности и, в свою очередь, определяют ее успешное выполнение.

Анатомо-физиологические предпосылки развития уровней чувствительности связывают сенсорную организацию личности с задатками специальных способностей, таких как способность к музыке, живописи и др. Для всестороннего развития личности необходимо целенаправленное воспитание различных систем чувствительности каждого человека.

Условия трудовой деятельности приводят к тому, что у человека складывается система чувствительности с выделением ведущего анализатора.