Исторически первой формой психологии является учение о душе. Существует следующий греческий миф. Эрот, сын Афродиты, влюбился в Психею. Афродита, узнав об этом, проявила неудовольствие, негоже сыну богов любить простую смертную. Для того чтобы помешать влюбленным она устроила ряд испытаний для Психеи, но та их с достоинством выдержала. Всё это произвело впечатление на богов. Эроту удалось убедить Зевса превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные соединились на веки. Для греков этот миф – классический образец истинной любви, высшей реализации человеческой души. Именно поэтому Психея, простая смертная, обретшая бессмертие, стала символом души, ищущей свой идеал.
Зарождение психологии как самостоятельной области духовной жизни связано с возникновением классового общества. Психические явления стали предметом философских работ. В философии Древней Греции сложились две диаметрально противоположных, ясно выраженных точки зрения на психику: материалистическая и идеалистическая (так называемые «линия Демокрита» и линия Платона»).
Древнегреческий философ Демокрит Абдерский (ок. 460 – ок. 370 до н. э.) считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. Тончайшие, невидимые слепки отделяются от вещей и проникают в душу, оставляя на ней свой отпечаток.
По мнению древнегреческого философа Платона (428 или 427 – 348 или 347 до н. э.), душа не имеет ничего общего с материей. В отличие от материального мира душа идеальна. Познание – это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека. Объективный мир – лишь повод, а не объект познания.
Развитие психологических знаний шло по пути уточнения предмета психологических исследований. Древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 до н. э.), выделил растительную, животную и разумную души. Этим разделением была подчеркнута специфика психики человека, и психическое стало соотноситься с внутренним миром человека: его познанием, переживаниями, поступками. Идеи Аристотеля о душе стали фундаментом развития научной психологии.
На Западе, возникновение и развитие научных представлений о психике человека осуществлялось в естественнонаучном русле, преодолевая религиозно-мистические представления. На Востоке проблема души получила преимущественно этическое толкование, как учение о правильном поведении, достижение блаженства путем личностного самосовершенствования. Возникший на Востоке в VI веке до н. э. буддизм, отрицал душу как особую сущность, интерпретируя ее как поток неповторимых мгновений, сменяющих друг друга состояний. Возникшие затем философские школы Востока строились на познании этического потенциала души. Так, например, йога учила и учит, что для самопознания души следует подавлять все затмевающие её виды деятельности и использовать систему регуляции телесных и психических функций (внимания, воли, мышления).
Значительный вклад в развитие представлений о естественно – научной основе психологии внесли древнегреческие, древнеримские и древневосточные врачи. Уже в VI веке до н. э. древнегреческий философ и врач Алкмеон Кротонский, выявил наличие глазных нервов и пришёл к выводу, что органом души является мозг.
Древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 до н. э.) – основоположник научной медицины обогатил психологию учением о темпераментах, а медицинскую психологию – врачебной этикой. В III веке до н.э. александрийский врач Эразистрат (304 – 250 до н. э.) отделил нервы от сухожилия и установил их взаимосвязь с работой мозга. Во II в. до н.э. римский врач Клавдий Гален (129 или 131 – ок. 200 или ок. 210) расширил представление о физиологической основе психики, приблизился к понятию сознания, расчленил движения на произвольные и непроизвольные.
Связующим звеном античной философии и философии средневековья было неоплатоническое учение античного философа – идеалиста Плотина (204 / 205 – 270), развитое в IV – V веках н. э. Августином Блаженным (Аврелий Августин, 354 – 430). В учении последнего понятие души приобрело религиозное содержание: душа рассматривалась им как божественная, вечная и независимая от материи сущность.
Период Средних веков не способствовал развитию психологических знаний. В философии господствовало идеалистическое учение о душе как независимой от тела нематериальной сущности. Религия запрещала изучение человека. Лишь в наблюдениях некоторых философов и врачей были получены факты, несколько продвигающие знание об отдельных психических явлениях.
В эпоху средневековья значительных успехов достигла арабоязычная наука, ассимилировавшая культуру эллинов, народов Средней Азии, Индии и Китая. В культурных центрах арабского халифата сосредоточилась научная литература всего цивилизованного мира. От Индии до Пиренеев распространялись труды Платона, Аристотеля, К. Галена и средневековых арабских ученых. На востоке арабской державы научная мысль развивалась Авиценной (Абу Али Ибн-Синой) (980 – 1037), на западе, в Марокко – Аверроэсом (Ибн-Рошдомом) (1126 – 1198) получившим широкую популярность и в Европе. Этими мыслителями утверждалось важнейшее основоположение: состояние души обусловлено деятельностью тела. Авицена продолжил психофизиологические изыскания, начатые К. Галеном.
В эпоху Возрождения философами был написан ряд трудов, где на основании самонаблюдения описывалась психическая жизнь человека, его поведение, делались выводы о причинной зависимости одних явлений от других.
В XIV веке в европейской науке усиливаются рационалистические тенденции, заложенные Роджером Бэконом (ок. 1214 – 1292). Профессор Оксфордского университета Уильям Оккам (ок. 1285 – 1349) осуществил новый методологический прорыв в трактовке сущности психики, введя в психологию принципиально важное понятие знака. Источником психической деятельности признавались внешние явления, получившие знаковые обозначения в ходе социально-исторического взаимодействия людей. Формирование понятий, трактовавшихся на протяжении веков по учению Платона в качестве вечных идей, ставилось в зависимость от работы органов чувств, от опыта людей. Зарождался новый способ мышления в естествознании. Актуализировалась ценность античного мира. Возродилось непреходящее учение Аристотеля, но новая эпоха черпала из него новые идеи
Формировалось новое миропонимание, культивировался исследовательский подход к явлениям действительности, появилась потребность осознать общую картину мира. Создаются общества естествоиспытателей. Открываются новые горизонты естественно – научного знания. Делаются первые открытия в психофизиологии. Так уже Леонардо да Винчи (1452 – 1519) в «Трактате о живописи» описывает явление зрительного контраста, иррадиации и др. Активизируется интерес к психологии творчества. Возрастает интерес к человеческой личности, великие географические открытия расширяют кругозор человечества. Растет потребность в естествознании. Приоритетное значение в науке получает экспериментирование. Познается мощь человеческого интеллекта. Эго произошло благодаря идее французского ученого Рене Декарта (1596 – 1650) рефлекторном характере психики. Он ввёл в психологию понятие сознания как непосредственного знания души о себе. Р. Декарт наметил различные подходы к психике животных и человека. Согласно его взглядам животные не обладают душой, а их поведение – ответ на внешнее воздействие. Иначе говоря, психика животного строго детерминирована (определена) внешними условиями. Человек, по Декарту, в отличие от животных обладает сознанием.
Немецким философом Готфридом Вильгельмом фон Лейбницем (1646 – 1716) было предложено различать в структуре психики два уровня – сознание и подсознание, а английский философ Джон Локк (1632 – 1740) провозгласил, что мысли происходят из опыта, в котором объединяются чувственные впечатления от внешних объектов.
В XVIII веке человечество вплотную подошло к пониманию сущности психики, которая стала пониматься, как способность дифференцировать (классифицировать по категориям) внешние воздействия, оценивать их в соответствии с потребностями организма и на основе этого осуществлять избирательные, приспособительные действия. Кроме этого психику человека стали соотносить не только с мозгом и непосредственной средой, но и с культурно-историческими факторами формирования общества.
В XIX веке стало развиваться знание о физиологической основе психики. Так немецким физиологом, психофизиологом и анатомом Эрнстом Генрихом Вебером (1795 – 1878) было установлено существование закономерной зависимости между величиной (силой) внешнего раздражителя и вызываемым им ощущением.
Благодаря исследованиям немецкого физика, физиолога и психолога Германа Людвига Фердинанда фон Гельмгольца (1821 – 1894) начал формироваться метод объективного экспериментально-психологического исследования, пришедшему на смену господствовавшему в то время методу самонаблюдения (интроспекции), что позволило сделать психологию опытной наукой.
Большое значение для развития психологии имело учение Чарлза Дарвина (1809 – 1882), сформулировавшего понятие взаимодействия организма со средой, понятие соответствия, внешнего и внутреннего, а так же новую теоретическую модель поведения. Идею Ч. Дарвина об эволюции перенес на психику английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820 – 1903). Основной его тезис психика возникла на определенной стадии развития живых организмов, когда условия жизни стали настолько сложными, что без адекватного их психического отражения существование живых существ становилось невозможным. Понимая психику как механизм адаптации, Спенсер указал на основные формы этого приспособления: раздражимость-ощущение, рефлекс – инстинкт – навык – сознание человека.
Долгое время психология рассматривалась как часть философии и только со второй половины XIX века она стала самостоятельной наукой. Именно с этого времени стали возникать первые научные центры психологии, психологические лаборатории.
Во второй половине XIX века психологическая наука оказалась на пороге кризиса, тому послужили следующие причины:
1. Понимание психических явлений стало невозможным с позиций точных естественных знаний;
2. Взаимосвязь между психическим и телесным не поддавалась разумному объяснению;
3. Психологи были не в состоянии объяснить сложные формы человеческого поведения, выходящие за рамки рефлексов.
В поисках преодоления кризиса возникло три направления психологического учения: бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ (фрейдизм).
Рассмотрим их подробнее.