Термин «социальная перцепция» впервые был введён в научный оборот в 1947 г. американским психологом и педагогом Дж. Брунером. Нас, в большей степени интересует межличностная перцепция.
Структура межличностного восприятия составляют следующие элементы:
1. Субъект межличностного восприятия.
2. Объект межличностного восприятия.
3. Процесс межличностного восприятия.
Основные механизмы, работающие в процессе межличностного восприятия:
1. Рефлексия
Определение: Рефлексия– это осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
Рефлексия понимается в двух смыслах:
А) Рациональный логический анализ собственного поведения (т.е. ответ на вопрос – почему я делаю это или так думаю?).
Б) Анализ поведения другого, но в связи со мной (его и меня, но в первую очередь – его).
Большинство авторов используют рефлексию в первом смысле.
Существует и гиперрефлексия (чрезмерная) – снижает адаптивность субъекта к продуктивной деятельности (т.е. человек настолько переживает о своих мыслях, действиях, поступках, что степень влияния на него окружающей среды резко падает).
В конце ХIХ века Дж. Холмс, описывая ситуацию диадического общения неких Джона и Генри, утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как минимум шесть человек:
1) Джон, каков он есть на самом деле (у Холмса буквально: «каким его сотворил Господь Бог»);
2) Джон, каким он сам видит себя;
3) Джон, каким его видит Генри.
Соответственно три «позиции» со стороны Генри.
Впоследствии, американские психологи Теодор Ньюком и Чарлз Кули усложнили ситуацию до восьми персон, добавив ещё:
4) Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри,
5) И соответственно то же для Генри.
2. Идентификация.
Определение: Идентификация– это один из механизмов познания и понимания другого человека, буквально, отождествление себя с партнёром по общению, т.е. как бы представление себя на его месте.
Это один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление себя ему.
3. Эмпатия.
Определение: Эмпатия– это нерациональное, нелогичное вчувствование в эмоциональное состояние другого, т.е., когда мы чувствуем те эмоции, которые чувствует наш партнёр по общению.
Описательно, эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только тут имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия противостоит пониманию. Эмпатия – это аффективное понимание. Ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Эмпатию нельзя путать с сопереживанием, когда мы понимаем и начинаем сопереживать вместе.
Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там и здесь присутствует:
- умение поставить себя на место другого,
- взглянуть на вещи с его точки зрения.
Рефлексия и идентификация – логические, рациональные явления, а эмпатия – нелогична по своей сути. Сверхэмпатия ведёт к сильной энергетической зависимости от других и тогда люди становятся или экстрасенсами или сходят с ума.
4. Казуальная атрибуция (или проекция).
Определение: Каузальная атрибуция– это процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует.
или
Определение: Каузальная атрибуция (проекция)– это неосознанный перенос собственных переживаний и мыслей на партнёра по общению.
Потребность понять причины поведения партнера по взаимодействию возникает в связи с желанием интерпретировать его поступки. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, но в обыденной жизни люди зачастую не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Поэтому, дефицит информации приходится заменить приписыванием.
Приписывание осуществляется:
А) На основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшим место в прошлом опыте субъекта.
Б) на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации).
Вопросы для повторения:
1. Что такое общение? Какова его цель, содержание и средства?
2. Раскройте содержание коммуникативной стороны общения.
3. Раскройте содержание интерактивной стороны общения.
4. Раскройте содержание перцептивной стороны общения.
5. Какие бывают виды общения? Дайте их классификацию и кратко охарактеризуйте их.
6. Перечислите функции общения по Карпенко.
7. Охарактеризуйте модель коммуникативной ситуации по Д. Лассуэлу.
8. Что такое коммуникативная ситуация и каковы ей составные элементы?
9. Что изучает наука проксемика?
10. Дайте характеристику диадического общения по Дж. Холмсу.
11. Назовите основные механизмы межличностного восприятия и дайте им характеристику.