Добрачный секс

Добрачный секс часто считают синонимом добрачных половых сношений, однако возможна добрачная половая активность без коитуса. Кроме того, из самого термина "добрачный секс" вытекает, что конечная цель любого человека в нашем обществе - законный брак.

Статистические данные о возрасте при первом половом сношении, а также о других формах сексуального поведения подростков и молодых людей приведены в гл. 9, однако имеются и некоторые другие интересные сведения. В 1953 г. Кинзи с сотрудниками шокировали многих своими сообщениями, что половина опрошенных ими женщин имели половые сношения до брака. Среди мужчин добрачные половые связи имели 68% лиц с высшим образованием, 85% - со средним и 98% - с начальным (Kinsey, Pomeroy, Martin, 1948).

В двух из более поздних обзоров отмечается заметное повышение частоты добрачных половых связей, во всяком случае среди молодых женщин. Поданным Ханта (Hunt, 1975) 81% замужних женщин имели добрачные связи в возрасте от 18 до 24 лет (табл. 15.1). Опрос, проведенный журналом Redbook (Levin, 1975), показали, что 90% женщин моложе 25 лет имели, по их словам, половые сношения до брака, а среди всех опрошенных женщин, вступивших в брак между 1970 и 1973 гг., таких было 89%. Хотя возможно, что значительные расхождения между этими данными и данными Кинзи отражают смещение выборки (например, 100 000 женщин, ответивших на анкету Redbook, были моложе, более образованны и экономически более обеспечены, чем население в целом), однако не вызывает сомнений, что добрачная половая жизнь распространена среди женщин в настоящее время гораздо шире, чем в прошлом, и что первый половой акт совершается ими во все более молодом возрасте (дополнительные сведения см. Hopkins, 1977; Barrett, 1980; Wolfe, 1980; Zelnik, Kantner, 1980; Bigler, 1981).

Таблица 15.1

Распространенность добрачных половых сношений по данным опроса лиц, состоящих в браке (Hunt, 1974)

Возраст, годы 18-24 25-34 35-44 45-54 55 и старше
Мужчины, %
Женщины, %

 

Эти изменения, по-видимому, отражают сдвиг в отношении к добрачному сексу, произошедший в США между 1963 и 1975 гг.: как показали три опроса, проведенные в масштабах всей страны (J.L. Reiss, 1980), доля взрослых людей, считающих добрачные половые связи совершенно недопустимыми, упала за эти годы с 80 до 30%. Данные исследования, проведенного журналом "Плейбой", подтверждая в целом эти результаты, тем не менее свидетельствуют, что 29% мужчин и 53% женщин в возрасте от 18 до 24 лет не одобряют добрачные половые отношения для мужчины, за исключением случаев очень сильной любви; добрачные половые связи для женщин в аналогичных случаях не допускали 44% мужчин и 71% женщин (Hunt, 1975).

Таким образом, создается впечатление, что для подростков и молодых людей добрачные половые сношения считаются допустимыми только при очень сильной любви и привязанности (Hunt, 1975; J.L. Reiss, 1970). Секс как развлечение или случайный секс гораздо менее распространен, чем секс на фоне настоящих близких отношений, однако так муссируется в литературе и журналистике, что молодым людям часто кажется, будто большинство их однолеток ведут себя в сексуальном плане гораздо свободнее, чем они сами. То обстоятельство, что большинство молодежи допускает добрачные половые сношения, когда мужчину и женщину связывают взаимная любовь и преданность, но относится менее снисходительно к случайным эпизодам проявления чувственности, показывает, что прежние культурные ценности не отброшены, хотя и несколько модифицированы (Hunt, 1975; Hopkins, 1977).

Не все подростки или молодые люди готовы мириться с легким отношением к проблеме девственности, хотя причины их отрицательного отношения к добрачному сексу весьма разнообразны. Для рассмотрения этого вопроса удобно воспользоваться классификацией лиц, не состоящих в браке, предложенной Д'Оджелли и Д'Оджелли (D'Augelli, D'Augelli, 1977): неопытные девственники (цы) - люди, не имевшие до поступления в высшие учебные заведения сколько-нибудь серьезных любовных свиданий и вообще не уделявшие большого внимания сексу; убежденные девственники (цы) - люди, твердо убежденные в недопустимости добрачных половых сношений (часто это убеждение имеет прочную религиозную основу); потенциальные не-девственники (цы) - люди, еще не нашедшие себе партнера или соответствующих условий для коитальных половых сношений и во многих случаях, по-видимому, очень опасающиеся беременности; обрученные не-девственники (цы) - люди, имевшие половые сношения только с одним партнером на основе прочной привязанности и любви; свободномыслящие не-девственники (цы) - люди с более снисходительными установками к добрачным половым отношениям, ценящие физическое наслаждение, получаемое от секса, и не нуждающиеся в любви в качестве его оправдания; запутавшиеся недевственники (цы) - люди, "вступившие в половые сношения без ясного представления о том, зачем они это делают, какое место занимает в их жизни секс и какое он оказывает на них влияние" (D'Augelli, D'Augelli, 1977). Те, кто относятся к последней категории, часто используют секс в попытке завязать какие-то более прочные отношения с другим человеком, а после того как это не удается, обычно сомневаются, стоило ли заниматься сексом.

За последние четыре десятилетия в добрачном половом поведении произошли и другие заметные изменения. Во-первых, относительно немногих молодых мужчин посвящают в половую жизнь проститутки (Hunt, 1975; Sarrel, Sarrel, 1979), хотя Кинзи и др. (Kinsey et al., 1948) установили, что более 25% мужчин с высшим образованием, не вступившие в брак к 25 годам, и 54% мужчин со средним образованием имели добрачные половые сношения с проститутками. Во-вторых, гораздо больше молодых неженатых мужчин и незамужних женщин занимаются теперь орально-генитальным сексом, чем это было во времена Кинзи (Gagnon, Gagnon, 1987): число лиц, занимающихся фелляцией, увеличилось вдвое, а процент прибегающих к куннилингусу возрос от 14 до 69% (Hunt, 1975). В-третьих, в последние годы добрачный секс стал более разнообразным. Люди охотно пробуют разные позиции, употребляют наркотики (особенно марихуану) для усиления сексуальных и чувственных ощущений, а также занимаются анальным сексом (Hunt, 1975; Levin, 1975; Hite, 1977; Reinisch, 1990). О тенденциях к экспериментированию свидетельствуют также данные об увеличении числа партнеров у женщин в добрачном сексе (Levin, 1975; Wolfe, 1980; Wyatt, Peters, Guthrie, 1988a, b; De Buono et al., 1990). Наконец, значительно возросла, особенно среди женщин, средняя частота добрачных половых сношений. Если по данным Кинзи и др. (Kinsey et al., 1953), среди женщин в возрасте 21-25 лет одна треть имела половые сношения в среднем 1 раз в 3 недели, то спустя 20 лет Хант (Hunt, 1975) показал, что в его выборке женщин в возрасте 18-24 лет у одной трети эта частота была чуть выше одного раза в неделю. Существенно возрос также процент женщин, достигавших оргазма при добрачных половых сношениях (Hunt, 1975; Wolfe, 1988).

Другим изменением в добрачном половом поведении было более широкое распространение сожительства гетеросексуальных партнеров, не связанных законным браком. Влияние такой формы взаимоотношений на половое поведение см. гл. 10 "Сожительство".

Вопрос о влиянии добрачных половых сношений на взаимоотношения супругов изучен недостаточно; тем не менее в ряде исследований выявлены возможные проблемы. В 1960-х гг. многие авторы пришли к выводу, что браки бывают более благополучными, если супруги до вступления в брак оставались целомудренными (Muus, 1960; Reiss, 1966; Shope, Broderick, 1966).

Против этого вывода и лежащих в его основе данных было выдвинуто возражение, что люди, стыдившиеся или боявшиеся вступать в добрачные половые связи, точно так же стыдились или боялись признаться, что их брак оказался несчастливым (Ellis, 1965). Однако проведенное в 1969 г. широкомасштабное обследование установило, что у людей с обширным добрачным сексуальным опытом обычно бывают также многочисленные внебрачные связи, а их браки оказываются менее счастливыми (Athanasiou, Sarkin, 1974).

Нам кажется, что более тщательно спланированные исследования могли бы выявить и положительные результаты добрачного секса, например более свободную коммуникацию между партнерами и меньшую подавленность сексуальности. Мы хотим также подчеркнуть, что те пары, которые распадаются до вступления в брак по причине сексуальной несовместимости (группа, которая до сих пор вообще не изучалась), возможно, оказывают друг другу большую услугу.