Протестантизм

Протестантизм как отдельная ветвь христианства возникла в XVII в., когда Мартин Лютер и его последователи откололись от католической церкви. Лютер отверг многие элементы католицизма, так как полагал, что спасение легко доступно для грешника и не зависит от праведности людей. Он описывал этот процесс как "спасение через веру". Поэтому самым заметным изменением позиций по вопросам пола явилось то, что Лютер не признавал безбрачия как пути в рай. Он поощрял вступление пасторов и монахинь в брак, считая, что эти люди не наделены особыми божественными полномочиями, что нет никакого религиозного смысла в стремлении отдельного человека к особенной святости и что секс - естественный элемент человеческой жизни.

В других отношениях протестантская реформация сохранила традиционные христианские взгляды по вопросам секса. Супружеская измена, мастурбация и гомосексуальные действия по-прежнему считались греховными, а брак рассматривался как пожизненное обязательство. Полагали, что эти нормы необходимы для обуздания греха и беззакония, но их соблюдение не рассматривалось как путь к спасению души. Жан Кальвин (1509-1564) создал еще одно направление, согласно которому упорядоченное развитие общественной жизни, включая половые отношения, служило прославлению Бога в благодарность за дарованную возможность спасения.

Индивидуализм в идеях Лютера и Кальвина послужил основой для формирования ряда направлений внутри протестантизма. В результате сегодня мы имеем множество ветвей (деноминации) с чрезвычайным разнообразием взглядов по вопросам пола. При этом различия мнений в пределах одной ветви почти так же велики, как и между ветвями.

В протестантизме обычно различают консервативные, умеренные и либеральные направления. К консервативной группе принадлежат фундаменталисты, которые считают, что истинный христианин должен строго придерживаться определенного набора фундаментальных (по их мнению) положений библейского учения. К этой группе относятся и евангелисты, хотя они требуют такой же степени приверженности определенному комплексу верований. Позиции таких групп по вопросам пола - неприятие абортов и добрачного секса, скептицизм в отношении контрацепции, резко отрицательное отношение к разводу, осуждение гомосексуализма - мало чем отличаются от позиций католической церкви. Что касается умеренного протестантизма, то он придает большое значение христианскому воспитанию, при котором детей учат быть христианами и чувствовать ценность веры в Христа. В области секса воззрения членов этой группы могут несколько различаться. Обычно умеренные протестанты не отвергают абортов, не склонны однозначно осуждать добрачные половые связи, признают полезность контрацепции для общества и отдельных людей, полагают, что развод часто бывает меньшим злом, чем тяготы неудачного брака, и более терпимо относятся к гомосексуализму.

Протестанты-либералы видят в христианской религии такой взгляд на мир и человеческую жизнь, который опирается на разум и исторические традиции веры. Они не считают Библию непогрешимым источником истины, а рассматривают ее как плод человеческих усилий найти смысл жизни. Поэтому либералам может быть доступно совершенно новое понимание многих вопросов, связанных с сексом.

Некоторые группы протестантов полностью придерживаются в этой области традиционных взглядов. Например, Свидетели Иеговы стремятся буквально следовать Библии и находить в ней все правила сексуального поведения. Противоположную крайнюю позицию занимает Унитарно-универсалистская ассоциация - она утверждает гуманистические ценности и уважает религиозные традиции лишь в той мере, в какой они способствуют всесторонней самореализации человека. По мнению этой группы, подходы к вопросам секса должны непрерывно пересматриваться в свете новых знаний и современного жизненного опыта.

Лишь очень немногие ветви протестантизма могут быть четко определены как консервативные, умеренные или либеральные. Есть консервативные и либеральные просвитериане, консервативные и либеральные квакеры. Некоторые баптисты-фундаменталисты объединились в движении против абортов с римской католической церковью, а некоторые баптисты-либералы находятся в первых рядах борцов за права гомосексуалистов. Обе группы считают, что их позиции в области секса имеют корни в истории их веры, и тем не менее эти позиции диаметрально противоположны.

В результате борьбы за пересмотр моральных ценностей многие видные протестанты были вовлечены в полемику по вопросам секса; другие протестанты реагируют лишь тем, что постепенно, мало-помалу становятся более открытыми для новых идей. Никто сейчас не может предсказать исхода всех столкновений и перемен, и только одно несомненно: расхождения во взглядах будут продолжаться еще десятки лет.