Вопросы для размышления

Французские "абортные таблетки" (RU-486 (мифепристон)) оказались безопасным и недорогим средством для прерывания беременности в первом триместре. Ряд небольших американских компаний готовы были продавать эти таблетки в США, однако федеральное правительство не включило их в фармакопею - список разрешенных лекарственных средств. Тем самым оно сделало препарат RU-486 недоступным для американцев. Учитывая то, что аборты в настоящее время в США легализованы, сочтете ли вы такое решение правительства морально оправданным?

Почему христианству исторически свойственна более репрессивная и отрицательная позиция в отношении секса по сравнению с другими религиями? Чем это в первую очередь обусловлено - религиозными убеждениями или потребностями развивающегося общества?

В настоящее время право на деторождение фактически признается абсолютным: никакой государственный орган не может запретить женщине забеременеть. Оправдано ли это моральными соображениями в нашем перенаселенном мире? Как быть, если женщина родила уже десяток детей? А если два десятка? Может ли со временем создаться такая ситуация, когда общество будет вправе ограничивать деторождение с помощью насильственных мер?

Возможно, что методы генной инженерии когда-нибудь позволят родителям по желанию выбирать, какими признаками будут обладать их потомки. Этичным ли было бы применение таких методов для того, чтобы обеспечить отсутствие у ребенка наследственных заболеваний или аномалий развития? Либо, скажем, для того, чтобы ребенок имел определенные внешние признаки, например светлые волосы или голубые глаза? Или же нам следует по-прежнему довольствоваться тем, что "выпадает по жребию природы"?

Есть ли какое-то различие в этическом плане между искусственным осеменением спермой донора и использованием донорских яйцеклеток? Или это морально эквивалентные акты?

Этично ли поведение суррогатной матери, передающей ребенка его биологическому отцу с бесплодной супругой и получающей плату за свои услуги? А что если ей нравится быть беременной, но она не желает сама выращивать детей и хочет зарабатывать на жизнь подобными услугами?

Глава 24. Этнологический аспект сексуальности человека. версия для печати

Ограничения этнологического подхода к изучению сексуальности

Варианты организации сексуальности в разных человеческих сообществах

Примеры социальной организации сексуальности

Запрет инцеста

Секс и социальное поведение

Сексуальность молодежи

Правила заключения брака

Модели мужского гомосексуального поведения

Традиции американского общества

Традиции народности азанде

Меланезийская модель

Другие модели мужского гомосексуального поведения

Культура и сексуальное поведение

Сексуальное поведение обезьян старого света и высших приматов (apes)

Секс и ритуал

Выводы

Дж. Патрик Грей и Линда Д.Вольф

Этнология - наука, объясняющая как биология человека, социальное поведение людей и культура, взаимодействуя между собой, создают многообразие образа жизни, которое обнаруживается в разных частях земного шара. Ведущей концепцией этнологии является идея о том, что культурой, т.е. системой социальных установок, верований и поведения, люди овладевают как члены конкретного общества. Новорожденный ребенок ничего не знает об окружающем мире. И лишь во взаимодействии с другими людьми человек познает реальности жизни и правила поведения по отношению к ним. Различные народы "помещают" своих детей в разные реальные миры. Например, в одном уголке земного шара родители могут уверять детей, что ночные звуки издают привидения и духи, тогда как в другом ребенок узнает, что источником этих звуков являются животные. Дети в первом сообществе уверены, что в природе реально существуют привидения и духи, а во втором дети могут жить в мире, где таких существ нет. Этнологи изучают, как функционируют системы культур и как в процессе социального взаимодействия индивидуумы приобретают и меняют свою культуру.

Сексуальные установки и практика половых отношений варьируют в зависимости от места и времени; хотя первоосновой для нашего сексуального поведения является биология человека, культурные традиции оказывают самое большое влияние на то, как индивидуумы приобретают сексуальный опыт и выражают свою сексуальность. Поскольку сообщества людей характеризуются различными особенностями социальных отношений и культуры, члены этих сообществ выражают и практически используют сексуальность по-разному. Таким образом, этнологический аспект вопроса о сексуальности предполагает выяснение путей влияния социальных и культурных традиций на организацию биологических половых отношений.

В этой главе мы рассмотрим некоторые из основных вариантов человеческой сексуальности и роль культуры в том, как индивидуумы приобретают сексуальный опыт и выражают себя через сексуальное поведение.

Ограничения этнологического подхода к изучению сексуальности Этнологическое исследование, как любое научное исследование сексуальности человека, имеет определенные ограничения, которые следует учитывать при чтении этой главы.