Секс и социальное поведение

Сексуальное поведение людей довольно часто сравнивают с сексом у животных. До недавнего времени считалось, что животные сексуально не заторможены правилами, окружающими сексуальность людей. Однако такое представление не подтверждается в исследованиях последнего времени. Оказалось, что у обезьян Старого Света и высших приматов сексуальная жизнь сложно организована и ее изучение может помочь нам разобраться в некоторых аспектах сексуальности человека.

Исследования показали, что в отличие от многих других млекопитающих сексуальное поведение и процессы сексуального возбуждения у обезьян Старого Света и высших приматов стали, по крайней мере частично, независимыми от гормонального контроля. Вместо гормонов, важную роль в развитии и поддержании сексуального поведения играет подготовка к жизни в стабильной социальной группе, сексуальные пробы и переживания в период взросления. Когда, например, в лабораторных экспериментах совсем маленьких детенышей обезьян лишали социального контакта с представителями их вида, во взрослом состоянии у них не развивались типичные для обезьян сексуальные навыки, даже если уровень половых гормонов был нормальным. Эти эксперименты с депривацией обезьян демонстрируют, что обучение и жизненный опыт имеют первостепенное значение в развитии сексуального поведения взрослых (Harlow и Mears, 1979).

Половое поведение у приматов также стало сопряженным с социальными отношениями и развитием несоциальных связей между индивидуумами. Во-первых, развитие социальных связей между двумя отдельными приматами на ранних стадиях жизни может препятствовать их спариванию, когда они станут взрослыми (Wolf, 1979). Во-вторых, прежде чем может осуществиться спаривание,должны быть установлены социальные отношения. Например Сматс (Smuts 1985) сообщает, что взрослые самцы среди са-ванных павианов добиваются дружбы с самками и лишь затем с ними спариваются. В-третьих, самки могут брать и действительно берут инициативу в сексе, и в конце концов, после множества копуляций между двумя одними и теми же особями, характерной чертой сексуального взаимодействия становится взаимно координированное поведение. Другими словами, сексуальное поведение больше, чем просто секс: оно побуждает самок и самцов выбирать среди возможных партнеров,устанавливать дружеские социальные отношения, проявлять соответствующее поведение,стимулирующее половую активность, и добиваться взаимодействия. Как и у людей, спаривание среди обезьян Старого Света и высших приматов осуществляется в пределах социальной системы.

Приматологи описали также акты гомосексуального поведения среди обитающих "на свободном выгуле" (то есть живущих на лоне природы) самок японских обезьян и макак резус, длиннохвостых лангуров, горилл, бонобос, а также среди самок лабораторных макак резус, львинохвостых и свинохвостых обезьян. Распространенность гомосексуализма среди самок японских обезьян варьирует от одной группы к другой, и, возможно, связана с традициями группы и доступностью чужих самцов-партнеров для спаривания (Wolf, 1984). В случаях гомосексуального поведения самок действуют те же правила избегания инцеста, что и при гетеросексуальном поведении (Wolf, 1984). О гомосексуализме среди самцов известно меньше, чем о гомосексуальном поведении самок; этот недостаток информации может быть обусловлен любым из следующих факторов или всеми сразу:

Гомосексуальное поведение среди самок обезьян и высших приматов действительно более частое явление, чем среди самцов.

Самцы более скрытны в отношении своих гомосексуальных контактов, чем самки, и следовательно, выявить такие контакты менее вероятно.

В связи с гомофобией нашего общества приматологи уклоняются от сообщений о гомосексуальном поведении самцов.

Поскольку обезьяны и высшие приматы не умеют говорить, невозможно выяснить их сексуальное предпочтение. Следовательно, понятие "гомосексуальное поведение" используется как чисто описательный термин, подразумевающий все, что связано с сексуальным поведением между двумя особями одного пола. Другими словами, гомосексуальное поведение можно наблюдать, регистрировать и анализировать; но на основе гомосексуального или гетеросексуального поведения нельзя сделать вывод о гомосексуальном предпочтении.