Культура и сексуальное поведение

Демонстрируя различия в организации сексуальности человека в разных обществах, этнологи стремятся идентифицировать социальные факторы, детерминирующие специфическую для каждого общества модель. (Как мы говорили в предыдущем разделе, например, запрет добрачного секса обычно характерен для технологически развитых обществ.) Некоторые этнологи, однако, не просто сравнивают эти модели в различных культурах, они концентрируют внимание на смысле различных форм сексуального поведения и установок в отношении к ним в каждом обществе. Отвечая на вопрос, почему именно так ведут себя в сексуальном плане представители того или иного сообщества, мы можем понять, как культурные и социальные факторы организуют сексуальные отношения людей.

Девиз таких этнологов - "Секс всегда имеет глубокий смысл", то есть в любом обществе, сексуальность, кроме биологической, репродуктивной роли, имеет социальное и культурное значение. Деление сексуальных отношений на пристойные и непристойные, специфических половых актов на нормальные и патологические всегда переносится на несексуальные области, например, половые роли и образ жизни. Таким образом, не бывает бессмысленного секса. Даже кратчайшее половое общение незнакомых людей вынуждает их размышлять на темы культуры, например о различии между сексом в браке и вне его, между ролью женщины и мужчины в обществе (даже при гомосексуальном поведении) и т.д. Даже если пара не обсуждает вслух эти проблемы, они влияют на их взаимодействие, поскольку затрагивают все, от способа использования их тел для удовлетворения себя и партнера, до того, что они будут думать о данном половом акте и друг о друге после завершения физической части акта.

Примером такого рода исследования служит изучение позиций, используемых в гетеросексуальных половых актах. Как отмечалось ранее, общества различаются по оценке того, какие из этих позиций естественные, а какие - неестественные. В решении человека использовать только общепринятую позу, попробовать реже употребляемую или перейти к той, которая считается неестественной, заключается большой смысл. Выбор позы для секса никогда не бывает лишь вопросом об использовании тел для достижения взаимного полового удовлетворения.

Анализируя быт и нравы легального публичного дома на окраине Куско (Перу), к интересным выводам пришла Катрин Арнолд (Katherine Arnold, 1977). В борделе мужчине позволено выбирать позиции, которые он никогда бы не использовал со своей женой. Естественной для полового сношения, по мнению местных жителей, является позиция, когда женщина снимает только свои трусики, а мужчина, тоже одетый, лежит на ней. "Естественная" позиция - единственный способ секса для супружеских пар и, как полагает Арнолд, в борделях Куско вплоть до 1970 г. клиентам также предлагалась лишь эта позиция. Однако впоследствии некоторые проститутки начали предлагать секс в "позах", что подразумевает практически любой его вариант, отличный от "естественного". Среди них фелляция; коитус, когда женщина сидит на коленях мужчины; половое сношение сзади и при положении женщины сверху. Самая важная символическая особенность "поз" связана с тем, что ни одна добродетельная жена исполнять их не будет, ибо они - признак нездорового полового влечения к ней. Как можно ожидать, "позы" в публичных домах стоят дороже, чем секс в "естественной" позиции.

В основе различия между "естественной" позицией при коитусе и "позами" лежит (и поддерживает его) комплекс свойственных данной культуре представлений о природе мужчин и женщин. В перуанском обществе идеал мужчины - "мачо", то есть энергичный, мужественный человек, настоящий мужчина. Он должен быть хорошим мужем, обеспечивать и защищать свою семью (особенно сексуальную честь своих сестер и/или дочерей). Своим поведением он должен доказывать другим мужчинам свое соответствие образу мачо. Он должен пить больше, шутить смешнее, смеяться громче, тратить деньги щедрее, быстрее набрасываться на обидчика и проявлять большее совершенство в сексе по сравнению с другими мужчинами. Тех, кто не демострирует таким образом своих мужских качеств, относят к категории "мансо" (manso), что значит ручное, домашнее животное.

К сексуальности женщин перуанская культура относится в некоторой степени двусмысленно и содержит два женских образа. Моральным идеалом является непорочная или асексуальная женщина. Сексуальность такой женщины контролируют ее родственники-мужчины или, если она замужем, ее муж. Жена не должна проявлять слишком большого интереса к сексу, ибо это характерно для другого типа женщин, проституток. Единственной приемлемой позицией при половом общении для непроституток является "естественная". Женщины, соответствующие моральному идеалу, женственны, послушны, верны и привязаны к дому. Поскольку муж "одомашнивает" сексуальность своей жены, последнюю относят к типу мансо. Таким образом, мужчину, которого называют мансо, другие мужчины считают покорным, женственным, домашним.

Эпитет "мачо" обычно относится к мужчинам, но и женщин оценивают по шкале от "мачо" до "мансо". Относительно непорочных женщин и покорных жен, проститутки, работающие в борделе, очевидно, "мачо". Поскольку они экономически не зависят от мужчин, эти женщины не привязаны к дому. В соответствии с культурными традициями, мужчины-"мачо" всегда интересуются сексом и способны на подвиги, демонстрирующие их сексуальное совершенство. Эти представления приложимы также и к женщинам, относимым к категории "мачо". Подобный мужскому интерес к сексу этих женщин отчасти символизируется их готовностью заниматься сексом в "неприличных" позах, чего никогда не сделает домашняя женщина.

Кроме того, в перуанском обществе противопоставление секса в "естественной" позиции и в "позах" переплетается с более общими концепциями о природе мужчин и женщин. Арнолд показывает, что мужчины идут в публичный дом, чтобы участвовать в "оргиях" и доказать всем другим присутствующим мужчинам, что они мачо. Проститутки поддерживают их в этом стремлении.

Существуют два способа подтвердить репутацию мачо: быть первым среди мужчин (побеждать в драках, больше всех пить, тратить денег, громче всех смеяться) и верховенствовать над женщинами, доказывая свое сексуальное мастерство. Нанять проститутку для мужчины в определенном смысле означает подтвердить свой статус "мачо". Дополнительная плата за "позы" увеличивает репутацию мужчины как щедро тратящего деньги и, кроме того, что еще важнее, многие "позы" вынуждают мужчину применить силу, чтобы справиться с сексуальным мачо проститутки. Мужчина, успешно демонстрирующий свое сексуальное мастерство в таких пугающе опасных условиях, должен быть истинным мачо.

Работа Арнолд показывает, какой большой смысл может иметь на первый взгляд простое сексуальное поведение, подобное визиту к проститутке. Хотя автор не представила данных по этому вопросу, можно предположить, что сексуальные позиции существенно влияют на чувство удовольствия, получаемое мужчиной от полового акта. Удовлетворение от обычного секса со своей женой, должно значительно отличаться от наслаждения с примесью греха, возникающего, когда мужчина нанимает проститутку для "поз". Обе вовлеченные в этот процесс женщины также должны совершенно по-разному переживать секс, но у нас нет никаких данных об этом.

Девиз "Секс всегда имеет глубокий смысл" означает, что, хотя биология человеческой сексуальности остается постоянной, переживания людей все время меняются. Представляется, что приемы секса и чувства, испытываемые в процессе полового акта, в сегодняшней Англии отличаются от таковых во времена Шекспира. Изменение культуры - постоянный процесс в человеческих сообществах, хотя скорость этого изменения в разных обществах варьирует. Этнологов интересует, как это изменение воздействует на культурные модели сексуальности. В некоторых случаях небольшие изменения сексуального поведения могут оказать большое влияние на другие области культуры. Примером может служить описание камаков, живущих на острове Спеце в Греции (Richard Deutsch, 1987). Камаки (дословно, трезубый рыболовный гарпун для ловли рыбы) - это мужчина, который охотится (гоняется, преследует, ухаживает) за женщинами-туристками. Его цель - заставить роскошелиться туристку во время ее остановки на острове. Камаки надеется на сексуальные отношения, однако престиж его растет, даже если он не спит с женщиной, которая оплачивает счета. Мужчин привлекает резкое различие между местными греческими женщинами и женщинами, проводящими свой отпуск на острове (как правило, это представительницы рабочего класса Британии). Местные женщины никогда не вступают в сексуальные отношения до брака и даже после вступления в брак не проявляют большого интереса к сексу. Женщины-туристки сексуально доступны и готовы выполнять половые акты, на которые не соглашаются греческие женщины (например, фелляцию).

Феномену камаков на Спеце меньше 20 лет, и лишь четверть мужчин 20-30 лет занимаются таким "промыслом". Тем не менее новая модель поведения оказала большое влияние на отношения между полами. Местные женщины жалуются, что холостяки игнорируют их, концентрируя внимание на женщинах-туристках; более того, многие на них женятся. Уроженкам острова стало труднее выйти замуж. Женщины, которым не удается найти местного жениха, часто заключают браки с мужчинами из Афин, но приданое, которого требуют их семьи, часто выше, чем то, которое запрашивают на острове Спеце. К сожалению, невыясненным остался вопрос, повлияли ли камаки и как именно на сексуальные отношения между местными супружескими парами, но несомненно, контраст между "одомашненной" сексуальностью жены и "дикой" сексуальностью женщин-туристок влияет на особенности жизни мужчины в браке, если он однажды был камаки. (Заметьте, что туристки также могут мысленно сопоставлять сексуальность камаки с сексуальностью мужчин-соотечественников.) Напряженные отношения, создаваемые сексуальной доступностью женщин-туристок несомненно приведут к еще большим изменениям формы и содержания сексуальных отношений на Спеце.

Сексуальное поведение обезьян старого света и высших приматов (apes)

Перед спариванием самцы и самки должны информировать возможных партнеров о том, что они готовы к совокуплению. Самец уведомляет определенную самку о своей заинтересованности в спаривании с ней с помощью брачной церемонии. Этот ритуал также должен убедить самку, что ей не будет причинен вред, если она не позволит самцу приблизиться. "Делать предложение" и инициировать спаривание может и самка путем видоспецифического поведения, указывающего на сексуальный интерес и половое возбуждение.

Взрослые самцы японских обезьян выполняют две брачные церемонии. Сначала выполняется церемония, при которой обезьяны трясут ветку дерева. Часто эта тряска сопровождается громкими, гортанными криками и, по-видимому, служит своего рода саморекламой. Вторая брачная церемония взрослых самцов направлена на заслуживающих особого внимания самок. При одной форме этого ритуала самец встает лицом к самке с поднятой дыбом шерстью, а его уши и брови двигаются вверх и вниз. Другая форма церемонии заключается в том, что самец встает лицом к самке с поднятой дыбом шерстью и резко поворачивается под углом 180°, после чего замирает и ждет реакции со стороны самки. Во время сезона спаривания внешняя поверхность анальной и генитальной областей у самцов резус и японских обезьян становится ярко-красной; вне периода размножения эта окраска постепенно исчезает. Яркий цвет гениталий в брачный сезон, по-видимому, усиливает привлекательность самца.

В ответ на ухаживания или независимо от их осуществления, самка может подойти к самцу. У японских обезьян поведение самки, указывающее на сексуальный интерес и половое возбуждение, заключается в том, что она медленно, припадая к земле движется в направлении самца. При сближении самца и самки в пределах расстояния, достаточного для легкого касания, они могут "ласкать" друг друга. У японских обезьян обычная схема коитуса часто начинается с садки самки примерно три раза подряд на самца, прежде чем он начинает последовательно покрывать самку около двенадцати раз. Серия садок самца, приводящая к эякуляции, занимает 10-15 минут. После копуляции пара может снова "ласкать" друг друга, как до спаривания (Wolf, 1978).

Другим поведением, указывающим на сексуальный интерес и половое возбуждение, у самок некоторых приматов (например, шимпанзе и бабуинов)является телодвижение, называемое презентацией, при котором самка свой зад располагает перед возможным партнером-самцом. Самец может отвечать мануальным или оральным обследованием наружных половых органов презентирующей самки - акт, вслед за которым обычно следует коитус. Годичный репродуктивный цикл, обнаруживаемый, в частности, у приматов, живущих на некотором расстоянии от экватора, представляет собой другой интересный аспект сексуального поведения обезьян Старого Света. Среди тех обезьян Старого Света, у которых есть годичный репродуктивный цикл, овуляция у самок и продукция спермы у самцов происходят во время брачного сезона. Механизм, регулирующий такой цикл, не совсем ясен, но он связан как с внешней средой, так и с социальными факторами. Полагают, что большое влияние на ежегодный репродуктивный цикл обезьян Старого Света оказывает годичный световой цикл (или фотопериодичность) Земли. Сигналом к началу периода размножения, по-видимому, служит укорочение светового дня в осенние и зимние месяцы. Высказывалось предположение, что на старт брачного сезона влияют также температура и ливни. Исследования также свидетельствуют о том, что под воздействием сексуально активных самок сексуально неактивные самцы начинают продуцировать сперму (Vandenbergh и Drickamer, 1974). Таким образом, по-видимому, и внешняя среда, и социальные факторы регулируют ежегодный репродуктивный цикл обезьян Старого Света с отчетливыми брачным сезоном и периодом родов. У людей, подобно тропическим высшим приматам, отсутствуют сезоны размножения и родов, что, возможно, указывает на то, что они эволюционировали в экваториальной зоне.