Диалог с социологом

(VК1а) Уважаемый Михаил Меерович!

Большое спасибо за Ваши публикации, особенно за "Гордиев узел сексологии". В этой книге – анализ многих аспектов жизни представителей квир-сообщества.

Было бы интересно узнать, есть ли у Вас исследования по семьям гомосексуалов, по типам отношений в них?

Владимир.

 

(VК1б) Дорогой Владимир!

Спасибо на добром слове. Я наблюдал за семейными отношениями супругов, один из которых принадлежал к лицам с нетрадиционной ориентацией, либо во время психотерапии невротических расстройств супругов, либо по ходу лечения бесплодия мужа. Научными эти наблюдения назвать нельзя. Часть из них отражена в "Гордиевом узле", часть, возможно, станет предметом обсуждения в следующей книге.

Как ни странно, жёны-лесбиянки гораздо чаще страдали алкоголизмом и куда меньше любили своих детей, чем их мужья (обычно гетеро-, реже - бисексуалы). Такой брак держался за счёт мужей. Что касается гомо- и бисексуальных мужей, то чаще всего они не обсуждали с жёнами свои сексуальные предпочтения, а те, любя их, делали вид, что не осведомлены о "голубых" изменах супруга. Чем сильнее гетеросексуальный потенциал мужа-гея и чем менее выражена степень его невротического развития или акцентуации характера, тем устойчивее оказывается брак. В случае его распада, дети, как правило, сохраняют тёплые отношения с отцом и избегают давать оценки его половому поведению.

С точки зрения врача, сохранение семьи и наличие детей, любимых обоими супругами, представляется идеальным вариантом союза гея с гетеросексуальной женщиной. Однако призывать "ядерных" геев к вступлению в брак было бы делом ошибочным и даже преступным. Достаточно вспомнить историю женитьбы Чайковского. Такие браки могут привести гомосексуала, если он оказывается неспособным на половую жизнь с женой, к тяжкой депрессии. Иногда они провоцируют женщину на предательство; разочарованная супруга присоединяется к травле "разоблачённого" мужа, толкая его на суицид. Я говорю это отнюдь не голословно, а основываясь на собственном врачебном опыте. Словом, к подобным бракам надо относиться с крайней осторожностью. Тем более что окружающих обмануть не так-то просто. Боккаччо в своём знаменитом "Декамероне" пишет о камуфлирующей гетеросексуальной активности с иронией: "Не так давно жил-был в Перудже богатый человек по имени Пьетро ди Винчоло, и вот этот самый Пьетро не столько потому, что ему уж так загорелось жениться, сколько, по всей вероятности, дабы ввести в заблуждение перуджинцев и заставить их переменить о себе мнение, вступил в брак". Ничего путного из этого не вышло.

Будем надеяться, что когда-нибудь эта проблема станет темой серьёзного научного исследования честного специалиста, а лучше целой группы учёных – сексолога, психолога, социолога. С уважением, Бейлькин.

 

(VК1в) Михаил Меерович!

Вы приводите очень интересную информацию касательно гомосексуальных супругов в гетеросексуальных семьях. По ней тоже есть вопросы: одно дело, когда кто-то из партнёров осознаёт свою нестандартную сексуальность уже в ходе супружеских отношений, но ведь совершенно другое дело, когда заключается фиктивный брак. Отношения, скорее всего, носят инструментальный и потребительский характер. Но, возможно существуют и другие аспекты такого брака?

Меня, правда, интересовало несколько иное (извините за неточность первоначальной формулировки вопроса). Мои вопросы относились к отношениям в однополых семьях: сценарии поведения, с какими жалобами однополые супруги обращаются к сексологу чаще всего, если обращаются за помощью, какая терапия востребована пациентами?

По образованию я социолог, обучаюсь в аспирантуре, и один из моих научных интересов – гендерная социология, в частности квир-исследования. Однако, учитывая тот факт, что я сам "ядерный" гей, то моя заинтересованность в данной проблематике носит, скорее субъективно-прикладной характер, нежели объективно-исследовательский. Поэтому мне так интересно читать Ваши научные труды, и, более всего, воспользоваться возможностью переписки с автором.

Был бы рад продолжению общения. Владимир.


(VК1г) Дорогой Владимир!

Моя ошибка выдаёт не только мою непростительную невнимательность, но и
озабоченность нынешней истерией в СМИ и в Интернете по проблемам "лечения" гомосексуальности, а также в связи с мошенническими обещаниями осуществить "конверсию" гомосексуальной ориентации на гетеросексуальную.

Ваше замечание относительно браков представителей сексменьшинств, очень поздно узнавших правду о своей половой ориентации, справедливо, но не актуально. В наше время информация об однополом влечении общедоступна, так что людей "осознавших" свою нетрадиционную ориентацию лишь после вступления в брак, практически нет. Разве что это кто-то из очень пожилых геев, чья молодость пришлась на СССР времён застоя.

Фиктивные браки тоже достаточно редки. Думаю, это связано с послаблением в отношении к геям. Нет прежнего страха перед разоблачением и тюремным заключением, толкавшее не только заводить себе "бороду" (выдавать кого-то из женщин за свою любовницу), но и вступать в фиктивный брак. Сейчас подобная практика стала редкой – геям не хочется ограничивать свою личную свободу. К тому же союз с некоторыми из лесбиянок мало управляем, и геи предпочитают держаться подальше от склонных к агрессии и эпатажу фурий. Так, мне кажется, обстоит дело сейчас, что будет дальше – посмотрим. Кстати, я нахожу, что среди лесбиянок явно нарастает разброс по степени образования, стилю поведения, по частоте акцентуации характера, психопатий и алкоголизации. Приходится встречаться с удивительно интеллигентными лесби. И одновременно стало куда больше, чем прежде, агрессивных лесбиянок–алкоголичек.

Как ни странно, модными стали браки геев с обычными девушками. Их нельзя назвать фиктивными, и, что интересно, они заключаются по предложению женской половины. Приведу в качестве примера публикацию Александры Лопаты, основанную, главным образом на материалах из Examiner.com: