Стадии личностного развития человека

В отличие от приведенной выше логики процессов образования человека, продолжающей учение Б. Г. Ананьева как современное человекознание, А. В. Петровский выделяет всего три, а не четыре фазы раз­вития личности: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в коор­динатах потребностей и способностей, извне приписываемых человеку. Вместо сознания и самосознания вертикаль человеческого бытия пред­ставляется потребностями, а горизонталь — способностями. При этом процесс развития личности изначально рассматривается как следствие внутригрупповых отношений в «относительно стабильной общности» |84,419-420]. Таким образом личность лишается сознания и самосоз­нания и вообще самодеятельного начала; показательно, что стадия субъективации, где личность интернализируется и автономизируется, для А. В. Петровского не существует.

Развитие личности, по А. В. Петровскому, сводится к простому мно­гократному воспроизведению ее функционирования по схеме из трех указанных фаз: «В связи с тем, что у человека на протяжении жизни многократно меняется социальная ситуация развития, «...адаптация или дезадаптация, индивидуализация или деиндивидуализация, ин­теграция или дезинтеграция множество раз воспроизводятся, а соот­ветствующие новообразования (какие? — это не указывается. — О. Е.) закрепляются, у человека складывается достаточно устойчивая струк­тура его индивидуальности» [84, 420].

Действительно, если сознание и самосознание личности не являют­ся образующими ее систему координат, то единственно возможным логическим выводом для А. В. Петровского становится признание лич­ности не более чем социализированной индивидуальностью. То есть не субъектные свойства личности и не их объективация становятся (по Б. Г. Ананьеву), «вершиной личности», а свойства индивидуальности занимают их место. На самом деле индивидуальность человека является не вершиной, а глубиной его личности, — со всеми неопределенными еще в субъект-субъектной интеграции и неактуализированными «но­вообразованиями».

Личность, по А. В. Петровскому, является таковой, если она функ­ционирует в составе общности, — тем самым предполагается решение вопроса о социально-исторической ее определенности, о социальности человека. Но понятие общности здесь явно обозначает лишь эмпири­ческое и механическое объединение человека с обществом: общность как категория, как утверждение сходства и уникальности, которая кон­кретизируется единством индивидуальной и социальной сторон чело­веческого бытия, А. В. Петровским вообще не обнаруживается.

Кроме этого, прежде чем рассматривать общность социального и индивидуального, необходимо показать, что всякая отдельная личность, если она самостоятельно существует, а не только функционирует, уже является некоторой сложной общностью.

Действительно, индивидное в структуре личности есть сходное, а ин­дивидуальное — отличное, т. е. индивидное и индивидуальное совмест­но представляют собой природу человека, родовую человеческую общ­ность, объединяющую отдельного человека со всеми ему подобными людьми, — в смысле сходства и уникальности его родовой психической организации, предполагающей определенную специфику общечелове­ческих потребностей и способностей и, в частности, темпераментов и характеров.

Далее, субъектное есть уникальное, но уже в социально-историче­ском, а не в природном плане: человек, как известно, является субъектом труда, игры, познания, общения и собственного образования, субъек­том всей своей истории и культуры. Объективное же, проявляющееся в содержании актуализированного человеческого потенциала, в соци­ально-профессиональном самоопределении человека, есть сходное.

Субъектное и объектное самоопределение личности совместно пред­ставляют собою социальную, культурную человеческую общность, объединяющую отдельного человека с ему подобными разумными су­ществами, в смысле сходства и отличий его социально-психологичес­кой организации, предполагающей, что человек обладает не только эле­ментарными психическими функциями, но и высшими интеллекту­альными функциями, благодаря которым он и является личностью, способной в конечном счете представлять общество, а не сумму фун­кционирующих особей.