Сознание и самосознание человека в структуре его психологической активности

Личностное развитие человека осуществляется в течение всей его жизни. Поэтому качество личности не может быть абсолютным определением человека, но лишь относительным — как цель и как про­цесс, выражающий непрерывное становление, самообразование и об­разование человека.

«Границы» существования организма и личности не совпадают по признаку времени: организм существует в координатах физического времени, а личность — в координатах психологического возраста че­ловека. Если иметь в виду признак времени, то личность складывает­ся задолго до рождения человека, — как только начинает складываться человечество. Принадлежа человечеству, личность не исчезает после физической смерти человека.

Влияние человека как личности во времени необратимо, и поэто­му велика ответственность человека за то, как он образует и проявля­ет себя по отношению к природе и обществу. Известно, что обстоятель­ства в такой же мере творят человека, в которой человек творит об­стоятельства. Действительно, обстоятельства при рождении нами не выбираются, поэтому они образуют человека в детстве. Но чем стар­те становится человек, тем в большей степени он сам творит обстоя­тельства и образует себя как Человека. В принципе человек всегда мо­жет изменить характер своей жизни так, чтобы в конце концов про­жить именно свою собственную жизнь, реализовать свои способности, выстроить наиболее приемлемый жизненный путь.

Основой развития человека как личности является его собствен­ная активность. Она не тождественна деятельности. Активность и дея­тельность относительно независимы друг от друга, подобно тому как знак, символ относительно независим от того, что им обозначается. Деятельность, по определению, имеет предметный характер, она пред­метна. Активность, в отличие от деятельности, имеет символический характер, она символична. Активность проявляется в отношениях, в которые включается или которые выстраивает человек, выполняя не­которую деятельность. Существенны как отношения, которые выра­жаются человеком в его деятельности, так и отношения к этой деятель­ности, к самому бытию.

Непосредственно в самой деятельности сознание не формируется, деятельность может осуществляться и автоматически, и бессознательно, и, наконец, бессмысленно. Она может быть уподоблена, используя сравнение Л. С. Выготского, «завязыванию узелков на память», — смысл «узелков» обнаруживается для человека только в содержании его активности, в его общественных отношениях, относительно неза­висимых от «завязывания» этих «узелков».

В одной и той же деятельности — учебной, трудовой и т. д. — раз­личные люди в различных обстоятельствах обнаруживают ее уникаль­ный смысл. Сознание образуется на фоне или на основе деятельности как привнесение смыслов и целей в эту деятельность благодаря актив­ности человека, выражающей его отношения, изменяющиеся по ходу деятельности. Продуктами и условиями деятельности являются не только предметы или идеи, но и смысл, цели и ценности — вообще от­ношения, которые демонстрируют активность человека и предста­вляют содержание его индивидуального сознания и самосознания, а также общественного сознания.

Сознание формируется в отношениях бытия, а самосознание — в отношениях к бытию. Активность, в которой формируется сознание, более тесно связана с деятельностью, устремлена на ее результаты, цели и на сообщение смысла. Эта форма активности, которая чаще всего обнаруживается в процессах учебной деятельности, может быть определена как активность достижения (АД). Соответственно, активностью отношения (АО) является та, в которой формируется самосо­знание. Общим для АО и АД является понятие отношений. АО и АД могут быть взаимосвязаны так, что человек может в своем самосозна­нии и соглашаться, и не соглашаться с тем, что им делается.

В своем самосознании человек вообще может быть активным в со­вершенно иных отношениях, не связанных с актуальным содержани­ем деятельности и сознания; в данный момент и в данной ситуации самосознание может быть отвлечено настолько далеко от настояще­го, что становится возможным констатировать парадокс отсутствия присутствующего и выполняющего некоторую деятельность челове­ка. На фоне бытия и сознания человека возникает его инобытие и адекватное этому инобытию самосознание, его духовное самоопределение, относительно независимое от деятельности и сознания, от движений его души. Душевное и духовное, сознание и самосознание относитель­но независимы друг от друга, к тому же и то и другое относительно независимы от содержания деятельности.

Самосознание выражается в активности отношения, в ней оно и образуется. Необходимо отметить, что активность отношения пред­ставляет собою двойное отношение, т. е. отношение к отношениям, или совокупность «сигналов о сигналах». При этом не следует понимать взаимосвязь деятельности, сознания и самосознания как представляю­щую три последовательных уровня образования разума человека. Эти понятия характеризуют человеческий разум одновременно и совмест­но, как только проявляется, даже в элементарных формах, психологи­ческая самостоятельность человека.

Действия и потребности ребенка выступают как образующие дея­тельность и активность достижения и одновременно как образующие отвлеченную от последних активность отношения, проявляющуюся в переживаниях, самочувствии и, наконец, в мотивах поведения этого ребенка. В конечном счете именно самочувствие ребенка как стано­вящееся его самосознание оказывается определяющим во всей его жиз­недеятельности.

Точно так же для взрослого человека самосознание должно опре­делять и в конце концов определяет всю его жизнь. Разумеется, чело­век устремлен к известной гармонии деятельности, сознания и само­сознания. Эта гармония в элементарной форме существует прежде всего в раннем детстве. Поэтому, например, Ж. Ж. Руссо и Л. Н. Толстой в этом смысле справедливо замечают, что идеал нравственного состоя­ния счастья находится не впереди, а позади. Это не означает, что че­ловек должен возвратиться к своему природному, естественному со­стоянию, но предполагает высокую ответственность человека за все то, что составляет сферу его культуры, чтобы достичь гармонии куль­туры и «натуры», социокультурных и природных компонентов мира человека.

В содержании мира человека и в структуре личности координаты «сознания—самосознания» полностью определяют его деятельность. В сфере этих координат происходит образование человека; только этими координатами определяется развитие личности, системное раз­витие человека, или его персонализация, как единство ассимиляции и социализации. Все другие координаты или свойства, определяющие существование человека, принципиально должны соотноситься с на­правлениями самосознания и сознания, или направлениями, вектора­ми АО и АД, образующими систему координат, состоящую из четы­рех квадрантов. Каждый из квадрантов, составляющих систему ко­ординат, репрезентирует отдельную макрохарактеристику человека. В соответствии со взглядами Б. Г. Ананьева, системное личностное об­разование человека дифференцируется в четырех его макрохаракте­ристиках, где он выступает, во-первых, как индивид, во-вторых, как индивидуальность, в-третьих, как субъект и, наконец, в-четвертых, как объект (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Структура развивающейся личности человека

 

 

Соответственно, системный процесс образования человека как лич­ности или его персонализации дифференцируется в четырех основных процессах: индивидуации, индивидуализации, субъективации и объек­тивации. Продуктами и условиями последних выступают: темпера­мент, характер, мотивация и способности человека. Эти четыре основные личностные, или антропологические и психологические образования постоянно сосуществуют и целостно представляют процесс образова­ния человека как личности, причем одно из этих образований может доминировать, тем самым конкретно определяя способ существования человека. Способ личностного развития выражает собою неравномер­ность и гетерохронность единого процесса эволюции личности.

На инструментальном, прикладном уровне понимания процесса образования человека система координат «самосознание—сознание» (или АО—АД) может быть представлена в понятиях «интернальность» и «экстернальность».

Интернальность представляет собою самосознание, или отношения "извне" и "сверху". Характеристики «извне» и «сверху» означают, что и чувства, и самосознание человека образуются в культуре, которая по отношению к нему никогда не перестает быть внешней, поскольку человек в принципе не может растворяться в культуре (т. е. овладеть ею полностью), но всегда ориентирован на свое самосохранение в ней. Человек существует, если существует культура чувств, культура от­ношений, если существует воспитывающая и питающая его цивили­зация. Интернальность обнаруживает свободно возлагаемую челове­ком на себя ответственность перед культурой и цивилизацией, перед самим собою.

Экстернальность адекватна обращенному «вовне» или «вовнутрь» сознанию человека, образующемуся благодаря его активности в про­цессах социализации и ассимиляции. Средствами этих процессов вы­ступает все то, что составляет содержание культуры и языка, а также исторически обусловленные способы, правила пользования этими сред­ствами. Активность достижения и сознания, репрезентированные в экстравертности, выступают здесь в формах потребностей и речи. Спо­собы удовлетворения потребностей и правила построения речи выяв­ляют орудийную, символическую природу сознания человека. Экстравертность человека выражает степень его включенности в процессы социализации и аккультурации, где особенное место занимают педа­гогические системы образования человека.

Эти системы могут быть как государственными, так и альтернатив­ными, но объективно они всегда являются системами социализации и аккультурации человека, в которых он исторически своеобразно развивается как личность. Понятия образования, социализации и аккульту­рации являются социально-исторически определенными, причем, на­пример, в XIX веке они буквально сходились в одном единственном их смысле: «формирование образа» человека. Этот образ общественно-исторического человека воплощается в его развивающейся личности. Логическая структура этой личности относительно независима от со­держания тех или иных систем образования. В противном случае следовало бы признать, что сущность человека не является исторически преемственной и человек возникает каждый раз заново с появлением Каждой новой системы образования.