Мотивационные стратегии развития личности в ее эволюции

Социализация и аккультурация человека как личности пред­полагает, что он является субъектом этих процессов. Поэтому такое существенное значение имеет мотивация человека и в связи с этим в плане социально-антропологического ее анализа, типология мотивации. При этом на фоне различного рода типологий необходимо выделение типологии «причинной», такой, основания которой позволяют проти­вопоставить ее типологиям собирательным или описательным. При­чинная типология не только упорядочивает отношения индивидуально­го к типологическому, но и объясняет эти отношения существенными различиями способов взаимодействия внутреннего и внешнего, кото­рые одновременно являются ведущими, глубинными мотивами этого взаимодействия. Эти ведущие мотивы, которых всего четыре, воплоща­ют собою, соответственно, четыре основные подструктуры взаимодей­ствия внутреннего и внешнего, разворачивающиеся в соответствующие мотивационные стратегии. Описание этих стратегий, которые суще­ственно различаются между собою, представлено в предлагаемом ниже очерке, посвященном типологии мотивации. Одним из оснований это­го очерка является выдвинутое В. А. Якуниным представление о су­ществовании объект-объектных и субъект-субъектных отношений в процессе обучения.

В. А. Якунин выделяет следующие четыре стратегии, представля­емые им как дихотомические (табл. 4.1).

1. Объектная — в тенденции к объективации поведения.

2. Субъектная — в тенденции к самоизменению поведения.

3. Экстернальная — внешне определенного поведения.

4. Интернальная — внутренне определенного поведения. Привлекает внимание тот факт, что типология стратегий, предложенная В. А. Якуниным [136], является причинной, поскольку имеет! единые внутренние критерии, отвечающие сущности системного пове­дения во внешне-внутреннем и субъектно-объектном планах.

Таблица 4.1

 

Поэтому в определенной мере облегчается наша задача создания причинной типологии мотивации, но при условии, что основные способы (мотивы) и эмпирически определенные стратегии поведения, как представляющие характер и темперамент по направлениям активности и реактив­ности, совпадают по своему смыслу с теоретически определенными стратегиями. Действительно, здесь важно то допущение, что реальное человеческое поведение в массовидном и онтогенетическом планах яв­ляется поведением системным — при всей уникальности индивидуального его своеобразия. Если бы такого совпадения выводов теории и практики не произошло, то следовало бы признать, что либо человеческое поведение внесистемно и неопределенно, либо обсуждаемая ниже модель типологии мотивации неудовлетворительна.

Проникновение в сущность мотивации поведения приводит к выводу о том, что наличие основных, ведущих мотивов, сформировав­шихся прижизненно, не изолирует личность от обстоятельств жизни и Не предполагает однообразного поведения человека. В реальности всег­да существует целая структура способов, мотивов и операций деятель­ности, объединенных координационно и субординационно сущностью основного мотива, ведущей стратегии. Не все ситуативные мотивы и не всегда представлены в чертах характера, в отличие от ведущих и Основного мотивов, опосредующих большинство ситуаций включен­ности личности в деятельность, в особенности, в познавательную де­ятельность.

Это опосредование внешне (и в личностном его смысле) выражается в индивидуальном стиле деятельности, в свою очередь позволя­ющем корректировать становление и развитие ведущих мотивов.

В психологических терминах четыре основных типа мотивации мо­гут быть раскрыты как результат ортогонального отношения мотива­ции достижения (MR) и мотивации отношения (МС). Отношение MR к МС вполне может быть представлено следующей схемой взаимоот­ношения типов мотивации (подчеркнем, что не отношение MC к MR, а способы взаимодействия являются причинным основанием типоло­гии мотивации, в том числе основанием выделения самого этого под­разделения мотивации на МС и MR (рис. 4.2).

Используя данную схему, представим следующий очерк, посвященный рассмотрению четырех основных типов мотивации (мотивацион­ных стратегий).

Экстернально-объектная стратегия.

Основной способ взаимодействия и его мотив — взаимное отрицание внутреннего и внешнего, т. е. отрицательное отрицание, обусловливающее тем не менее известную стабильность развития личности, равновесность этого обстоятельного, неспешного развития, протекающего скорее в форме функционирования. По существу вполне инструк­тивное, это единство мотивации отношения и мотивации достижения В реальности выражается в двух взаимодополняющих формах адаптации. Первая из них — это форма подавления, властвования над дру­гими и над собою — во взаимном отрицании внутреннего мира, как своего, так и мира других людей. Вторая форма — приспособление к нравам других людей и к собственным привычкам, обеспечивающее известную стабильность существования, вопросы взаимоотношения внутреннего и внешнего решаются преимущественно волевым, произвольным образом — иногда в буквальном смысле последнего, совершен- но произвольно, непредсказуемо. Представители данного типа одновременно и экстерналы и интроверты, и их поведение может варьировать от покорного, уповающего на счастливый случай или судьбу, до жесткого подавления своей индивидуальности и индивидуальностей дру­гих людей. Вследствие этого в решительные моменты жизни принадлежащие к этому типу люди поступают вполне экстернально: полага­ются на других людей, на свой гороскоп, не отстаивают ни целей, ни отношений, уходят в болезнь, под «панцирь». Их имидж защищает обычно достаточно хорошая репутация надежного, постоянного человека, т. е. понятие «панцирь» может пониматься и как наличие авторитета, как обладание властью или мастерством. В целом экстернально-объектная стратегия имеет своей осознанной или неосознаваемой целью ассимиляцию человека в социуме, т. е. процесс, предваряющий социализацию личности.

Рис. 4.2. Взаимоотношение мотивационных стратегий

 

Экстернально-субъектная стратегия.

Основной способ (мотив) взаимодействия — отрицание внутреннего по отношению ко внешнему. Это проявление мотивации относится не только к себе, но и к другим: все должны следовать какой-либо внешне определенной идее, правилу-норме, цели и т. д. — что деструктурирует внутренний мир человека, включая содержание его познавательного (жиз­ненного) опыта. Деструктивное единство мотивации отношения и моти­вации достижения обнаруживается в стремлении к определенному «со­ревнованию», на основе которого осуществляется самовоспитание и самоутверждение личности во внешнем. Цели и отношения лично­сти при этом находятся в дисбалансе: доминируют цели, достижение которых по экстернальным представлениям зависит не столько от ра­ционального, сколько от иррационального и, в частности, психологи­ческого стечения обстоятельств. Психологическое при этом понима­ется как инструментальное, а не как духовное достоинство человека. В поведении представителей данного типа доминирует экстерналь-ность, опосредующая взаимоотношение личностного (внутреннего) и объектного (внешнего). Поэтому имидж данного типа в известной мере продукт не только воспитания, но и обстоятельств, иногда некрити­чески воспринимаемых, а затем с трудом, на личностном уровне, пре­одолеваемых. Заключая, отметим, что экстернально-субъектная моти­вация обеспечивает социализацию человека как личности и предва­ряет собою возможности его самоактуализации.

Интернально-объектная стратегия.

Основной способ (мотив) взаимодействия — реконструктивное един­ство мотивации достижения и мотивации отношения, когда самоак­туализация личности осуществляется в общении скорее «от ума», не­жели «от сердца». Результатом этой реконструктивной мотивации чаще всего является избегание сложных ситуаций, где вновь возникают ост­рые вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего. Духовная ра­бота над собою, обостренная рефлексия в самосовершенствовании в целом представляют этот тип как интернала, но более обращенного в себя, вовнутрь, что адекватно интроверсии. Мотивация отношения к самому себе доминирует над мотивацией достижения; самоотношения доминируют над целями — более важным становится постижение себя или какой-либо абстрактной истины, и только затем, уже через себя, принимается внешний мир. Отсюда общая направленность на виды деятельности, предполагающие уединенность труда: ученый, писатель, композитор, мудрец, отшельник. Положительный имидж этого типа основывается на личностной самодеятельности, что не исключает и возможностей сотрудничества в этой сфере творчества. При отрица­тельном имидже, как правило, утрачивается присущее данному типу чувство ответственности.

Интернально-объектная стратегия имеет своей, чаще всего практически полностью осознаваемой целью осуществление самоактуализа­ции человека как личности, в том понимании этого процесса, которое предлагается не только А. Маслоу [64], но и многими известными отечественными психологами и социологами.

Интернально-субъектная стратегия.

Основной способ (мотив) взаимодействия — взаимное принятие внутреннего и внешнего, взаимное их положительное отрицание, обу­словливающее возможность саморазвития личности. Конструктивное единство мотивации достижения и мотивации отношения, результа­том которого является стремление к сотрудничеству, уравновешен­ность внутреннего и внешнего во взаимодействии, является основой баланса целей и отношения как во внешнем, так и во внутреннем планах личности. В идеале этот тип на основе интернальности и экстравертности устремлен к совместному творчеству во всех основных видах деятельности и в преодолении разногласий. Пассионарность этого типа имеет чрезвычайное общественное значение. Однако при отсутствии достаточной самодисциплины или общественной невостребо­ванности представители этого типа проявляют себя уже только как экстраверты и экстерналы, т. е. переходят к другим мотивационным стратегиям, теряя свое «лицо», свой типологический имидж.

Наиболее часто данный тип диагностируется в научной среде, в выборках школьников и студентов, в благополучных семьях и производ­ственных объединениях. Вполне осознаваемой целью личностного раз-вития человека в обществе на основе интернально-объектной стратегии мотивации является процесс аккультурации. Человек постепенно становится не только цивилизованным и социализированным существом, но и личностью, осуществившей себя в самоактуализации, что и позволяет человеку практически воплощать собою индивидуально-своеобразный, уникальный феномен или микрокосм культуры.

В заключение отметим, что приведенные описания типов мотивации могут быть, например, дополнены содержанием, относящимся к проявлениям четырех основных типов характера и типов темпераментa, представляющих сущность личностных состояний и свойств по пара­метрам активности и реактивности личности. Эта их сущность не «исчезает» в стрессовых или благоприятных ситуациях, поскольку пря­мо относится к единой сущности основных способов взаимодействия, преломляемой относительно независимо по каждому из основных па­раметров личности.

В целом описание типов мотивации можно развернуть довольно широко по сравнению с описаниями других типологических особен­ностей личности, поскольку влияние параметра направленности личности, к которому принадлежит мотивация и другие регулятивные об­разования, является наиболее ярким и всепронизывающим: мотива­ция активности личности скорее всего разыскивается во всех формах этой активности.

При такой естественной установке на поиск причин нашей актив­ности остается только пожелать, чтобы подробные широко распростра­ненные описания, сценарии поведения человека не искажали сущности основных типов взаимодействия. Несмотря на широчайшие возможно­сти вариабельности поведения, сущность взаимодействия всегда отве­чает в конкретных условиях личностного развития одному и притом только одному основному типу взаимодействия из четырех возможных. То есть основания причинной типологии являются не просто существен­ными, но и сущностными, отвечающими родовой сущности человека ра­зумного, которая проявляется в четырех основных способах взаимо­действия внутреннего и внешнего.

Эта аксиома может быть названа «аксиомой человечности» для типо­логий, если они предназначаются для (само)познания человека. Сис­тема поведения животных, в отличие от конструктивного в принципе поведения человека, не поднимается выше характерообразующих осо­бенностей, поскольку мотивы как осознанные потребности в системе животного поведения отсутствуют. Говоря более конкретно, отсутству­ет мотивация отношения, ибо животное «не выделяет себя из среды» и не может поэтому к ней каким-либо образом относиться.

Основными параметрами личности, по которым преломляется сущ­ность основных способов взаимодействия внутреннего и внешнего, яв­ляются: направленность, представляющая человека как личность и как субъекта деятельности в мотивах и других регулятивных образовани­ях личности; активность, представляющая человека как индивидуаль­ность в его характере и других характерологических образованиях; ре­активность, представляющая человека в его темпераменте и других индивидуально-индивидных образованиях; и возможности, представ­ляющие человека как целостное образование, обладающего родовой сущ­ностью и соответствующими ей родовыми и индивидуально-своеобраз­ными способностями, склонностями и дарованиями, обнаруживаемыми как свойства личности. По каждому из этих основных параметров описание типов не является исчерпывающим: оно лишь обозначает сущность индивидуально-своеобразного описания человека. Эта сущ­ность в данном случае рассматривается с точки зрения процессов социализации — аккультурации, т. е. процессов интерактивных.

Основные темы и понятия главы 4

1. Определение личности.

2. Относительность личностной характеристики человека.

3. «Границы» существования личности.

4. Мера свободы и ответственности как характеристика личностного раз­вития человека.

5. Активность и деятельность человека.

6. Сознание человека.

7. Самосознание человека.

8. Природное и культурное развитие человека.

9. Структура развивающейся личности человека.

10. Неравномерность и гетерохроность процессов эволюции личности.

11. Психологические инварианты сознания и самосознания человека.

12. Относительное постоянство структуры развивающейся личности.

13. Понятие мотивационной стратегии.

14. Экстернально-объектная стратегия как основа ассимиляции.

15. Экстернально-субъектная стратегия как основа социализации.

16. Интернально-объектная стратегия как основа самоактуализации

17. Интернально-субъектная стратегия как основа аккультурации.