Приоритетность саморазвития личности по отношению к содержанию ее эволюции

Неравномерность развития личности связана с особенностями формирования личностного пространства и является прямым следствием второго закона динамики, по которому, при относительном опре­делении направленности развития, распределение (само)ответственности только потенциально может быть всесторонним, равномерно и аб­солютно представленным «во все стороны». Реальное же развитие является вполне определенно n-направленным и неравномерным.

Гетерохронность развития также является следствием указанного закона динамики: относительное самоизменение личности не может быть, по определению, одномерным, а поэтому и адекватно в принци­пе n-мерному личностному времени. Это связано с тем, что личность является субъектом различных форм ее активности, которые в своем развитии обладают собственными закономерностями и собственными измерениями прерывно-непрерывного времени существования.

Неравномерность, гетерохронность и нестабильность n-мерного пе­рераспределения энергии в активности личности составляют вместе своеобразное соотношение неопределенностей, не противоречащее, однако, третьему закону динамики развития личности, утверждающе­му идентичность личности относительно сохранной, а следовательно, относительно (само)познаваемой.

Конструктивная и прямая, не опосредованная социальными и ес­тественными науками связь законов диалектики и законов динамики развития личности позволяет при осуществлении сложного n-мерного синтеза знаний о развитии личности избежать дополнительных за­труднений в определении содержания этого развития.

Эти затруднения возникают как следствия поисков наиболее простых путей разрешения указанной проблемы на основе применения уже раз­работанных в других науках моделей развития человека. И. С. Кон [50] по этому поводу замечает, что, например, попытка совместить прогресс общества с прогрессом личности, когда «индивид» ассоциируется с принадлежностью человека к первобытному обществу, а «индивидуальность» соотносится с буржуазным обществом, не обогащает наших представлений о человеческой истории, являясь всего лишь абстрактной, умоз­рительной схемой. Причем «...схема такого рода была бы столь же односторонней, как и противоположное утверждение, согласно коему рост) цивилизации осуществляется за счет обеднения... индивида» [50,200-207].

С другой стороны, также неправомерно расширительное истолкование материалов психофизиологических исследований Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина, Е. С. Мерлина, Б. Г. Ананьева и их сотрудников для прямого объяснения личностного развития. Многочисленные корреля­ционные плеяды взаимосвязей свойств психофизиологически рассматриваемого индивида и свойств личности утверждают факт целостности человека как предмета познания, но они непосредственно несоотносимы со спецификой личностного развития. По Б. Г. Ананьеву, «гетерохронность личностного формирования накладывается на гетерохронность созревания индивида и усиливает общий эффект разновременности основных состояний человека» [5; 108]. Б. Г. Ананьев, таким образом, предупреждает физиологический редукционизм в антропологии личности, указывая обратное ему направление научного поиска и подчеркивая тем самым приоритет личности в комплексном исследовании человека. При этом недвусмысленно подчеркивается различие между созреванием индивида и формированием личности. В са­мом деле, по второму закону динамики, развитие личности (а в этом и состоит смысл ее формирования) является относительно направленным процессом, тогда как созревание психофизиологически определенного индивида — процесс абсолютно направленный и вследствие этого — по третьему закону динамики — необратимый. Созревание, наконец, является поэтому не столько развитием, сколько функционированием-исполнением со стороны организма вполне определенных его функций. Поэтому и гетерохронность функционирования представляет и сущность, и механизм процесса созревания. В развитии личности сущностью этого процесса является ее свободное самоопределение, предполагающее координацию потенциального и актуального, тогда как определе­ние гетерохронности относится к совокупности механизмов, представ­ляющих взаимоотношения элементов системно дифференцированных состояний или аспектов личностного развития.

Эта совокупность механизмов образована явлениями не только на­турального, но и культурного рядов, составляя в своей целостности необходимые условия открытия (самостоятельного или в обучении) все новых и новых измерений личностного пространства — времени, представляющих, по определению Л. С. Выготского, зоны ближайше­го развития личности.