Конструктивный подход в определении содержания развития и эволюции личности

Л. С. Выготский считает, что временное отношение между обу­чением и развитием (выражающее собою механизм гетерохронности) и уже достигнутое качество самоопределения личности в каком-либо направлении деятельности сами по себе еще не вполне представляют сущность развития личности. Сущность и направленность ее разви­тия более всего выражены не просто отмиранием прежнего качества и заменой его новым качеством, а тем, что в системе личности «зона ближайшего развития имеет более непосредственное значение для ди­намики интеллектуального развития и успешности обучения, чем ак­туальный уровень их развития».

В этой известной формулировке Л. С. Выготского на первый план выдвигается представление о динамике развития личности в направ­лении обучения. Но самоопределение человека его будущим состоя­нием в связи с его настоящим состоянием, при явной асимметрии ав­торского утверждения в сторону субъектно определяемого будуще­го, — это положение Л. С. Выготского имеет наибольшее значение для определения содержания развития личности. С именем Л. С. Выгот­ского чаще всего связывается понятие культурно-исторического под­хода в понимании развития человека. Но, как представляется из со­держания одной из наиболее глобальных по своему значению работ, каковой является «Мышление и речь» [25], подход Л. С. Выготского правильнее определить более широко как конструктивный, который только в своих частных аспектах может быть актуализирован как куль­турно-исторический, историко-генетический, синтетический (объеди­няющий принципы развития и системности) или, наконец, как объек­тивный и опосредующий, открывающий чрезвычайное значение челове­ческой практики в триадно представляемом, орудийном формировании психики. В контексте современной ему эпохи, когда идея К. Левина о конструктивном развитии науки была выражением оптимистических убеждений многих ученых, Л. С. Выготский фактически осуществлял конструктивно-диалектический анализ и синтез психологического знания. Л. С. Выготский и оперировал понятием конструктивного как понятием общеизвестным, как это сложилось в содержании мировоззре­ния философов и психологов 30-х годов двадцатого века.

Работа «Мышление и речь», поскольку она была одной из последних по времени написания, показывает, как конкретно понимал Л. С. Вы­готский конструктивное в критическом анализе концепции Ж. Пиаже: «Исходный момент развития Пиаже рисует как солипсизм младенче­ского сознания, который... уступает место эгоцентризму детской мысли... Процесс развития представлен не как непрерывное возникнове­ние новых свойств, высших, ...из более элементарных и первичных форм мышления, а как постепенное и непрерывное вытеснение одни­ми формами других. Социализация мысли рассматривается как внеш­нее, механическое вытеснение индивидуальных особенностей мысли ребенка... Развитие сводится в сущности к отмиранию. Новое в раз­витии возникает извне. Особенности самого ребенка не играют кон­структивной, положительной, прогрессивной, формообразующей роли в истории его умственного развития. Не из них возникают высшие фор­мы мысли. Они, эти высшие формы, просто становятся на место преж­них...

Если продолжить мысль Пиаже так, чтобы она охватила и более частную проблему развития, можно с несомненностью утверждать, что прямым продолжением этой мысли должно стать признание того, что антагонизм — единственно адекватное название для тех отношений, которые существуют между обучением и развитием в процессе обра­зования детских понятий» [25,196].

К этому процессу развития познавательной деятельности личности необходимо еще специальное обращение. В контексте же проблемы содержательного рассмотрения развития личности наиболее важно выделить мысль о том, что «конструктивное» через запятую раскрыва­ется Л. С. Выготским как «формообразующее». И если далее, по пово­ду той же теории Ж. Пиаже говорится: «... нужно в центре поставить то, что Пиаже отбрасывает с порога, — систему» [25,224], то становит­ся ясным, что конструктивное, как положительно отрицающее актуаль­ное потенциальным (в противовес антагонистическому, мертвому, от­рицательному замещению «низшего» «высшим»), — это системообразу­ющее. То есть конструктивный подход как метод предшествует образованной на его основе системе. Система положительно отрицает метод, ее образовавший, но вместе с тем в своем переструктурировании порождает новую конструктивную идею, согласно которой и возникают все дальнейшие «новообразования» в теоретической и практической деятельности человека и в его психологии, включающей познавательный опыт личности.

Драма прогрессивной человеческой идеи конструктивного состо­ит в том, что она отождествляется с антигуманным социальным и тех­ническим конструированием и, более того, с сущностью явлений со­циального террора, войны и тирании. Эти явления присоединяются к понятию конструктивности так же, как с понятием свободы связывается заблуждение вседозволенности.

С абсолютистских позиций, разрывая диаду конструктивно-деструктивного (в буквально прочитываемом смысле — положительно-отрицающего), первое понятие часто употребляется как предполагающее лишь конформизм или, например, консенсус и даже конструктивный конфликт, а второе понятие толкуется, в отрыве от первого, как сино­ним тотально разрушающего и т. д. — в духе анатомии человеческой деструктивности по Э. Фромму [126].

На место метода, образующего систему, становится «система незыб­лемых общечеловеческих ценностей», которая, как и у Гегеля, занима­ет вершину развития идеи мирового духа цивилизации. Развитие пре­кращается в функционирование человеческих индивидов, которое изу­чается с позиций «фундаментального» системно-структурного подхода. В согласии с абсолютизацией этого подхода, совершенно в духе Ж. Пиаже, появление новой системы означает катастрофу и гибель для «от­мирающей» прежней системы. Логический тупик развития в системном подходе не разрушается при этом ни конвергенцией, ни совершенствованием, ни расширением систем, представляющих принципиально не­познаваемые «вещи в себе», ибо познать их, найти код (метод) их органи­зации — значит, по логике системы, выйти из нее, т. е. «разрушить» ее.

С различных сторон конструктивно-диалектический подход прак­тически реализован не только Л. С. Выготским, но и А. Н. Леонтье­вым, А. Р. Лурией, В. Н. Мясищевым, С. Л. Рубинштейном, В. В. Да­выдовым, Б. Г. Ананьевым, С. И. Гессеном, С. С. Батениным и други­ми классиками науки, что позволяет определить смысл применения этого подхода в различных планах познания психологии развиваю­щейся личности.

1. Методологический план: положительное отрицание современной теорией личности классического ее понимания с сохранением всего наи­более ценного в этом классическом исследовании и с освобождением предмета науки о личности от явлений редукционизма. Таким образом, на основе последовательной дифференциации предметов различ­ных наук о личности становится возможной их интеграция. На этой основе в антропологии личности достигается этап конструктивного синтеза знаний о личности, позволяющего выработать новые конструктивные методы познания и развития личности. При этом конструктив­ный познавательный опыт реализуется в самоосознаваемом, самодетер­минируемом и самоизменяющемся способе существования человека в мере свободного и необходимого — на фоне объективного содержания эволюции личности.

2. Общетеоретический план: конструктивно-методологически опре­деленный предмет антропологической теории личности представляет упрочение понятия личности как личности развивающейся в соответствии с законами диалектики, опосредуемыми их осознанием в законах динамики и в законах содержательно-определенного развития лично­сти. Устанавливается конструктивное представление о дифференци­ации и интеграции субъектного и объективного планов развития личности, т. е. развития внутрисистемного как целостного образования в плане всестороннего развития личности, преимущественно по зако­нам динамики. Дифференцируются предметы возрастной и педагоги­ческой антропологии личности. Интеграция этих предметов осуществляется на основе конструктивного определения качества системного познавательного опыта, представленного в различных способах (мерах) субъектного существования личности, — во взаимодействии та­ких аспектов, как внутреннее и внешнее, «натуральное» и «культур­ное», нормальное и аномальное, непосредственное и опосредованное, адекватное и неадекватное, актуальное и потенциальное. Личность как индивид, индивидуальность, объект и субъект приобретает интеграль­ное теоретическое определение в своем психологическом развитии. Образуется единая теория развивающейся личности, строится ее ин­тегральная модель в системе конструктивной типологии, которая позволяет объективно определить качество эволюции личности.

3. Теоретико-практический план: качество системного развития личности характеризуется не только непосредственно, в реальном, ес­тественнонаучно определяемом пространстве-времени, но и опосре­дованно, в субъектно- определяемой n-мерной сфере существования, где применимы прежде всего соотносительные, а не только абсолют­ные характеристики развития человека. Одной из основных соотно­сительных характеристик становится конструктивность, получающая конкретное свое определение и количественное выражение. С целью введения понятия конструктивности в практическую сферу измере­ния качества развития личности, выводятся и апробируются специальные формулы расчетов конструктивности. Теоретически и практиче­ски определяются оптимальные технологии применения методических средств, позволяющих получать в антропологической диагностике развития личности наиболее существенные абсолютные его характерис­тики — как исходные для последующих расчетов относительной кон­структивности этого развития. Таким образом, прикладная антропо­логия, психология, социальная педагогика и другие науки о личности получают возможность определить качество этого развития не толь­ко вообще, но и конкретно, что позволяет представить исчерпываю­щую количественную характеристику соответствующей стадии эволюции личности.