Философско-исторические основания конструктивного подхода

Человек как субъект мира в своем поведении опирается на объек­тивную возможность адекватного взаимодействия с ним. При этом слож­ный системно-структурный характер взаимодействия внутреннего и внешнего образуется не автоматически и не идеально.

Активное, избирательное, свободное поведение человека становит­ся нравственным и оптимальным лишь на основе социального насле­дования, специального воспитания и обучения, творческой самодея­тельности, при опосредовании всех этих обстоятельств неустанным душевным трудом. Поведение человека именно формируется, строит­ся, конструируется — конструирует себя. То есть нравственное и, в част­ности, оптимальное поведение с необходимостью является избиратель­ным и конструктивным.

При этом в качестве психофизиологической основы выступают свой­ства активности, избирательности и конструктивности человеческого восприятия и сознания. В этих способностях человека, формирующих­ся при его жизни, залог интуиции и творчества, но в них же находит­ся и источник его ошибок и заблуждений. Для человека любая ситуа­ция субъективируется и скорее всего предстает в инструментальном плане — в своем предельном, наиболее кратком варианте, как имеющая всего лишь две стороны. Одна из этих двух сторон, не без возможной борьбы мотивов, становится предпочтительной.

Как показывает практика, такой дихотомический, двойственным или диалектический способ человеческого отражения действительности вовсе не всегда является конструктивным, особенно если он абсолютизируется вплоть до полного отрицания внешнего или внутреннего, отрицания одного во имя «утверждения» другого.

Имманентно присущий нам обыденный диалектический подход человеческой житейской практики был предметом изучения еще издревле. Его наиболее последовательное и четкое развитие представлено в классической диалектике Гегеля. Здесь предельно обобщается и глубоко исследуется дихотомическое, избирательное восприятие и пони-мание мира человеком. Сознавая, что люди в большинстве своем были и долго еще, вероятно, будут далеки от действительного осознания диалектики, Гегель особенно восставал против формального, абстрактного ее усвоения и применения. В специально написанном фельетоне Гегель убедительно и доступно показал, что абстрактным, как это ни парадоксально, чаще всего является мышление полуобразованного никчемного работника, самодостаточного в своей однажды избранной «принципиальной» позиции. В то же время для действительно образованного человека или для разносторонне умелого крестьянина на-стоящей ценностью является конкретное знание о свойствах предмета, приобретенное в научном или житейском опыте. Форма выражения такого знания в данном случае принципиального значения не имеет, более существенны его истинность и применимость в жизни.

Восхождение к конкретному знанию совершается в осознанной деятельности человека, которая, таким образом, становится условием формирования конструктивного, а не только диалектического, умозрительного представления о мире. Классическая диалектика Гегеля не отменяется конструктивным подходом: ее глубокое осознание необходимо, но не как самоцель, а как восхождение к абстрактному для того, чтобы затем продолжить восхождение «вниз», к конкретному по­ниманию мира, к пониманию конкретного человека.

Односторонность абстрактно-диалектического формального зна­ния о человеке хорошо определяет Л. Н. Толстой: «...одно из самых обычных и распространенных суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, апатичный, энергичный и т. д. Люди не бывают такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда так делим людей. И это неверно.

Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие, и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь са­мим собою» [ПСС, 10, 117]. В этом рассуждении Л. Н. Толстого, по сути, представлен пример поиска конструктивного знания о челове­ке, когда диалектика абстрактных понятий о нем является осознанной и потому пригодной для применения в этом творческом поиске.

По замечанию М. Монтеня, разруха начинается в голове, когда аб­страктное знание неосознанно, «без царя в голове» применяется в жизни. Абстрактно, «без ума» (т. е. без умения применять) усвоив даже нечто мудрое, человек не может осуществить конструктивный подход в своей практике. Абстрактное знание действительно является в та­ком случае мертвым, бесполезным. Более того, например, если суж­дение о единстве и борьбе противоположностей оказывается неосо­знанным и поэтому прямолинейно перенесенным в сферу общественных отношений и личности, то единство их оказывается декларацией, но зато борьба оказывается действительной войной или реальным рас­падом жизненных ценностей. Так абстрактное знание оказывается не только мертвым, но и умертвляющим живое.

Для человека абстрактное отношение к миру внутренне противо­естественно и, наоборот, привлекателен путь конструктивного, диа­лектического по своей природе самосовершенствования. В христиан­ской религии задолго до Гегеля, хотя и в элементарнейшей форме, уже содержится не только диалектическое, но и конструктивное знание. Так, в Нагорной проповеди сказано: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Этими просты­ми словами недвусмысленно иллюстрируется идея конструктивного поиска согласия на примере вполне противоположных понятий, на­ходящихся в диалектическом единстве между собою. Но абстрактное понимание этой заповеди и неконструктивное ее применение и тут мо­жет послужить оправданием противостояния и конфликта. Вот поче­му полезно проиллюстрировать возможные пути интерпретации этого предельно краткого изложения диалектики, показав его конструктив­ное начало.

«Развернем» действительную сложную взаимосвязь понятий «да и «нет» в виде системы, содержащей отдельные ее проявления как относительно самостоятельные структуры. В таком случае возникают не только крайние два, а все четыре возможных варианта диалектиче­ского видения взаимоотношения двух различных наиболее общих по­нятий.

Вариант 1: «нет—нет» — инструктивное отрицание отрицания, «мерт­вое», разрушающее взаимоотрицание. Отсутствие взаимодействия.

Вариант 2: «нет—да» — деструктивное отрицание всего, принад­лежащего первому, и безусловное принятие второго как истины, иде­ала, правила, инструкции, идола.

Вариант 3: «да—нет» — реконструктивный подход к существова­нию первого и его воспроизводству в ущерб второму. Первое являет­ся самодостаточным в своей исключительности, второе во взаимодей­ствии подчинено первому.

Вариант 4: «да—да» — конструктивное взаимоотношение первого и второго, допускающее сотрудничество по принципу: «свободное раз­витие каждого есть условие свободного развития всех». Вариант бес­конечного саморазвития и самодвижения всего живого в положитель­ном взаимоотрицании. Утверждение индивидуального своеобразия во всеобщности явлений жизни, в ноосфере.

К рассмотрению представленных структур взаимодействия следует еще обратиться в дальнейшем обсуждении основ конструктивной типо­логии, поскольку понятия «да» и «нет» в психологическом преломлении отвечают весьма значимым категориям «внутреннего» и «внешнего», представляющим, в частности, понятия «Я» и «не-Я». Этим замеча­нием нам кажется уместно напомнить здесь о практической значимо­сти экскурсов в историю и философию, особенно когда приходится рассматривать проблему в самом общем виде в силу ее новизны или неудовлетворительности ее прежнего разрешения.

Во всяком случае из общего системно-структурного рассмотрения элементарной диалектики понятий «да» и «нет» нами выделен толь­ко один вполне конструктивный вариант их взаимоотношения и толь­ко два вполне равновесных, т. е. достаточно устойчивых. Их устойчи­вость обеспечивается отрицанием отрицания, т. е. тенденцией избега­ния во взаимодействии и взаимным принятием или положительным отрицанием, т. е. тенденцией конструктивного взаимодействия.

Дальнейшее последовательное рассмотрение конструктивного под­хода требует практического переосмысления содержания всех четырех вариантов взаимоотношения в амбивалентных структурах понятий или реальных ситуаций. Вполне допустимо, что каждый из четырех вариантов взаимодействия по своему практическому смыслу окажется кон­структивным, если только все они будут удовлетворять положительному отрицанию, положительному отношению к личности человека и к ноосфере в целом. Для перехода от философии взаимодействия к его психологии, т. е. для восхождения к знанию о конкретной природе взаимодействия, вновь требуется конструктивное действие. Оно состоит в преломлении философского знания через призму психологии.