Гуманистический смысл понятий социализации и аккультурации

В субъективных взаимоотношениях и взаимодействии клиен­тов и специалистов конкретизируется диалектика взаимного положи­тельного отрицания субъектов процесса социализации, которая состоит в их совместном личностном со-развитии, в отрицании антигуманно­го и сохранении культурно-значимого содержания этого соразвития. Од­новременно происходит и взаимное положительное отрицание субъек­тивной и объективной сторон процесса социализации, — при условии, что компетентные специалисты, учитывая собственную субъектность, действуют в согласии с объективными закономерностями социализации. Опираясь на знание этих закономерностей, специалисты способству­ют развитию личностей клиентов и своих собственных личностей как микрокосмов общечеловеческой культуры.

Социализация, цель и содержание которой сводятся к субъективации, есть процесс аккультурации.

Редуцированная социализация, представляемая в качестве инди­видуализации, есть не более чем так называемый «цивилизационный процесс», в котором субъективное (но, к сожалению, минимально субъект­ное) начало доминирует по отношению к объективным закономерно­стям целостного процесса социально-культурного образования чело­века как личности и микрокосма культуры.

При цивилизационном понимании социализации как специалист, так и клиент во многом утрачивают качество субъектности, т. е. утра­чивают это качество прежде всего в своем взаимодействии: последнее все более становится объект-объектным, а то, что оно не теряет при этом своей субъективности, еще более усугубляет положение специа­листа. Если специалист низводится до уровня функционера в соци­альном обслуживании населения, уровня фельдшера, то постоянно решается дилемма: «клиент (или специалист?) всегда прав». Эффек­тивность и адекватность социализации в таком случае — это, как го­ворится, «вообще другой вопрос»: главное — это набор социальных услуг, что фактически сводит социально-психологическую помощь к Социализация, рассматриваемая в качестве аккультурации, не может быть сведена к «объективным» факторам, а тем более к социальным услу­гам. Аккультурация определяется логикой и закономерностями разви­тия личности человека в социуме и в культуре. Это развитие есть обра­зование целостной системы внутренних и внешних отношений чело­века как системы открытой, системы, имеющей уникальную и вместе с тем типическую и закономерно определенную структуру. В подобной структуре непрерывно происходят процессы интеграции и дифференци­ации, кристаллизации и диссоциации ее компонентов. Учет всех этих особенностей реального процесса социализации человека, в отличие от мнимого, вымышленного или виртуального его представления, требует высочайшей профессиональной компетентности специалистов и, как минимум, их университетской подготовленности на уровне магистров социально-педагогического и социально-культурного антропологиче­ского образования.

Однако социализация, понимаемая как аккультурация человека, пока еще не является предметом согласия как теоретиков, так и прак­тиков, но вместо этого, правда в декларативном плане, индивидуали­зированная, или «личностно-центированная» социализация представ­ляется как идеал, как воплощение, само собою разумеется, «подлин­ного» гуманистического подхода.

Итак, субъектное (т. е. культуральное) понимание и осуществле­ние социализации в современной психологии, социальной педагоги­ке и в психолого-педагогической практике чаще всего замещается все объясняющими понятиями «социально-психологическая помощь» и «социальная работа». Этими понятиями часто определяется как дея­тельность специалистов, так и их квалификация.