Логика взаимосвязи процессов эволюции и развития личности

Первая операция логического раздвоения содержания активности личности состоит в том, что выделяется активность достижения (сознание) и активность отношения (самосознание). При этом актив-Своей активностью достижения, то есть сознанием, люди объединены. При этом не все их отношения являются осознанными одновременно, некоторые отношения вообще могут быть не осознаны в течение длительного времени, иногда в течение всей жизни. В этом случае содержание таких неосознанных отношений представляет собою так называемое «бессознательное» или «архетипическое» содержание, особенно выделяемое психоанализом. Иначе говоря, люди могут быть объединены активностью достижения не только в плане сознания, но и в плане бессознательного: активность достижения, таким образом, значительнее по объему, чем сознание, хотя часто и отождествляется с ним.

В своей активности отношения, то есть в их самосознании, люди автономны, относительно независимы друг от друга. Активность отношения представляет сложную структуру «самости» человека, в которой может быть выделено содержание «образа Я» и содержание самоидентификации личности. Здесь также не все содержание активности отношения является тождественным самосознанию, часть этого содержания, составляющая «образ Я», осознана, а другая часть, представляющая самоидентификацию, как правило, не осознается субъек-том без специального анализа. Психоанализ, в частности, может быть направлен на выяснение особенностей самоидентификации личности и на установление специфики и видов психологической защиты «Я». Таким образом, самосознание личности представляет собою отдельную систему отношений, принадлежащую более значительной по своему содержанию системе активности отношения.

Следующая логическая операция раздвоения активности достижения осуществляется по тем же самым признакам «сходного» и «отличного». В результате активность достижения будет представлена в следующих двух формах:

1) индивидная форма активности достижения («сходное»);

2) форма индивидуальной активности достижения ( «отличное»). Точно так же, активность отношения имеет две формы:

1) объектная форма активности отношения («сходное»);

2) субъектная форма активности отношения («отличное»).

Это означает, что в содержании активности отношения осуществляется то же самое раздвоение на объектные и субъектные свойства, то есть осуществляется повторение предыдущего раздвоения всей активности в целом на объектную и субъектную ее стороны. В дальнейшем эта операция разделения на объектное и субъектное содержание будет так же повторяться с точки зрения формальной, но, конечно, не смысловой. Это формальное повторение означает, что субъектные свой­ства личности на самом деле развиваются, создавая тем самым основу социализации человека, или, другими словами, постепенно усиливая функцию его личного опыта. Этот личный опыт есть единство индивидного и индивидуального содержания активности человека, попол­няемого за счет опыта социального. Такой опыт приобретается благо­даря активной, самостоятельной и творческой деятельности челове­ка, управляемой его активностью отношения.

Мерой индивидной активности человека является его темперамент. Понятие темперамента — общее для всех людей обозначение или опре­деление их индивидной активности, своеобразной «мелодии» этой ак­тивности, пока еще без конкретного психологического ее наполнения.

Мерой индивидуальной активности человека является характер. Понятие характера — это общее определение единства всех свойств индивидуальности, когда «мелодия» активности приобретает первич­ное психологическое содержание.

Соответственно, мерой объектной активности являются способно­сти, а мерой субъектной активности — мотивация.

Индивидные свойства человека, определяемые как темперамент, также подразделяются на «сходное» и «отличное». «Сходное» здесь — это реактивная машинообразная сторона деятельности индивида, в том смысле реактивности, в котором понимает это слово И. М. Сече­нов. Машинообразность — это одинаковость, тождественность, пред­сказуемость, алгоритмичность поведения индивида. «Сходное», нако­нец, — это, говоря современным языком, экстраверсия, то есть зави­симость поведения от внешних условий. В крайнем выражении свойства экстравертности мы имеем проявление того, что представляет собою внушаемость, конформность, подражательность поведения.

Более или менее вынуждаемые извне реакции — по исследованиям Г. Ю. Айзенка и других — имеют, возможно, даже генетические предпо­сылки. Но нельзя, конечно, говорить прямо о «врожденности» экстравертного поведения. Противоположным полюсом по отношению к экстравертности является интровертность. Экстравертность представля­ет собой непрерывную последовательность (континуум значений) от минимального до максимального ее проявления. Здесь, кстати, также следует уточнить, что «континуум» — это не синоним континуально­сти, представляющей собой связь, переход от нормы к патологии. Интровертность — не патология, это минимизированная экстравертность. Поскольку, например, внушаемость немыслима вне экстравертности, то это свойство внушаемости, или суггестивности, является все- общим свойством людей. Минимальная внушаемость предполагает чаще всего и минимальные значения экстравертности, хотя нет такого психологического свойства человека, которое не могло бы быть им скорректировано или компенсировано.

В данном контексте, с точки зрения личности, а не с точки зрения социальной психологии, интровертное оказывается самостоятельным началом в поведении человека, т. е. в содержании его индивидных свойств «сходное», — это реактивное и экстравертное, а «отличное» — это актив­ное и интровертное. Рассмотрев индивидные свойства человека, следует перейти далее к свойствам, представляющим его индивидуальность.

Здесь вновь мы должны определить содержание понятий «сходное» и «отличное» в пределах ранее выделенного «отличного», принадлежащего сознанию в пределах индивидуальности. Значит, нам необходимо выделить в характере человека сходную и отличную стороны. Здесь сход­ное или уподобляющее нас всех друг другу — это логическое, так как людям всем одинаково противолежит один и тот же мир, который по- знается с помощью одних и тех же логических операций. В результате этих операций достигается общеизвестное, логически упорядоченное человеческое знание. Логическое — это познавательная сторона харак­тера, то есть познавательная активность людей.

С другой стороны, естественно, что люди считают своими уникальными особенностями собственные чувства, эмоции и состояния. Эта уникальность человека — то, что составляет «отличное» в содержании его характера. Итак, «отличное» — это чувственная сторона характера, противолежащая логической его стороне. Единство ума (логики), чувств и воли — вот что собою представляет характер. Поскольку это единство помыслов и чувств является постоянной проблемой в плане сохранения и развития человеческой индивидуальности, то эта проблема единства имеет самостоятельное определение: воля. Как подчеркивает Е. П. Ильин: «...функции воли не сводятся только к побуждению активности человека (самодетерминации). Она проявляет себя и в инициации (запуске) действий, и в сознательном контроле за ними, и в преодо­лении возникающих по ходу деятельности затруднений» [43,6].

Волевой человек— это яркая индивидуальность, а человек, не обладающий ярко выраженной индивидуальностью, — это бесхарактерный, безвольный человек. С точки зрения внешней, то есть с точки зрения общества, наоборот, волевой человек — это человек, подавляющий свою индивидуальность, поскольку снижение своей самооценки и зна­чения волевых ее компонентов — это благо для общества. Например, задача социального педагога состоит в работе с характером человека путем организации образовательной среды, то есть внешних условий, но при этом необходимо определить индивидуально своеобразную меру активности человека. Иными словами, в социализации человека следует стремиться к воспитанию определенной умеренности характера. По словам А. Н. Леонтьева, не характер должен владеть личностью, а личность — характером. Не должно быть так, как иногда говорится: «Мой характер — это ваши проблемы». С этой точки зрения, воля — выражение умеренности, воспитанности, социализированности, а лучше сказать, — культурности человека. Владение характером вообще необхо­димо для того, чтобы быть способным что-либо делать, иметь способно­сти действовать.

Способности в логической структуре располагаются правее относительно графического отражения типов характера, в сфере самосо­знания. В целом способности подразделяются на две большие группы.

1. Регулятивные способности, в том числе саморегулятивные, и, кроме того, способности к регуляции поведения, не только собствен­ного, но и группового. В этом смысле регулятивные способности обна­руживаются как собственно «организаторские». В общей логической структуре развивающейся личности регулятивные способности пред­ставляют собою «сходное».

2. Коммуникативные способности — это «отличное», поскольку коммуникация не столько механически объединяет, сколько прежде

всего строится, конструируется на основе индивидуальных и субъект­ных отличий людей друг от друга. Таким образом, в коммуникации люди выступают прежде всего как различные; и коммуникация вообще выступает как сложная социально-психологическая и социально-педагогическая проблема общения. Если бы коммуникация строилась на «сходном», то проблема общения в целом не возникала бы, ее просто в принципе не могло бы существовать. Развитие коммуникативных способностей является необходимым основанием в решении пробле­мы взаимопонимания людей с различными характерами.

В современный период человечество только еще вступает в стадию "третьей волны развития", когда возникают всепланетные, глобальные средства массовой коммуникации. В начале этой стадии развития пока еще действует синдром «Вавилонской башни», состоящий в том, что люди не могут, даже искренно этого желая, нормально общаться на основе единого, универсального языка, в том числе языка психологического.

Организаторские способности — это способности цивилизационные, в то время как способности коммуникативные — это культурные. Коммуникативные способности — это способности, основывающиеся на самоактуализации личности, на ее самоопределении, в конце концов, на ее «самости». Люди вообще, по определению, должны быть уникальны, не похожи друг на друга, и в то же время они должны уметь находить общий язык. Семейные проблемы, проблемы любви и дружбы относятся к сфере коммуникативных способностей.

Далее по содержанию логической структуры развивающейся личности располагается ее мотивация. Структура мотивации представляет собою соединение «отличного» и «сходного», то есть единство мотивации отношения (МО) и мотивации достижения (МД).

1. Мотивация отношения — это наиболее яркая характеристика активности личности, а именно активности отношения, лежащей в основе определения содержания самосознания человека. Основными элементами этого содержания являются ценности, выражающие собою духовный потенциал личности. Именно этот потенциал предопределяет то, какими могут быть основные направления социальной и профессиональной ориентации человека, с какими мотивационными стратегиями человек стремится актуализировать основные личностные ценности. С мотивацией отношения связаны вопросы этического самоопределения человека. Неслучайно Э. Фромм одну из важнейших своих работ посвятил проблемам психоанализа и этики, в решении которых основные направления коррекции личностного развития определяются до-минирующими социальными ориентациями и соответствующими мотивационными стратегиями.

2. Мотивация достижения представляет в структуре самосознания сферу сознания личности. В этой мотивации представлены индивидные и индивидуальные свойства личности, переосмысленные благодаря напряженной, творческой активности самосознания. Таким образом, в мотивации достижения человек раскрывает для себя то, как он конкретно себя видит. Исходя из этого, он ставит перед собою вполне определенные, конкретные цели достигнуть каких-либо результатов. Если человек видит себя неадекватно, искаженно, то и цели им выбираются другие, не те, что ему личностно необходимы, а те, что предпо­лагаются другими людьми. Вакуум собственной мотивации человека немедленно заполняется извне.

Вывод состоит, в частности, в том, что если некто манипулирует другими людьми, то он старается прежде всего выработать наиболее выгодное для манипуляций представление о себе. То есть он должен со всей возможной убедительностью представить внешние, чуждые для людей цели как их собственные и для них значимые. Манипулятор, таким образом, оказывается «добрым», «милейшим» человеком, наи­лучшим помощником в достижении целей, для него лично как бы со­вершенно необязательных.

Мотивация достижения в целом обеспечивает социализацию человека в смысле его цивилизованности, саморегуляции его поведения. Дефекты мотивации достижения являются основной причиной того, что человек не может реализовать им же самим поставленные цели.

Эти цели выдвигаются в сфере мотивации отношения, которая яв­ляется вершиной всех психологических образований человека. Она формируется в онтогенезе человека, начиная с его индивидных свойств, а именно в плане экстравертности—интровертности. С этой точки зре­ния социализация и онтогенез определяются прежде всего опережаю­щим развитием мотивации отношения. На основе мотивации отноше­ния человек выстраивает свои отношения к миру, в результате чего он вырабатывает собственное понимание мира, включая понимание самого себя. Понимая мир и осознавая собственное место в нем, человек овла­девает собою и миром. Для такого существа, как человек, главное со­стоит не в том, чтобы обладать чем-либо в действительности, а в том, чтобы понимать сущность этой действительности.

Понимание предполагает постепенно развивающийся процесс диффе­ренциации знаний и, главное, — процесс дифференциации отношений. Поэтому в целом социализация человека как развивающейся лично­сти — это дифференциация его активности. С этой точки зрения онто­генез и социализация человека представлены не только по горизонта­лям логической структуры личности, но и по ее вертикалям, то есть во всем содержании этой структуры. Начиная «сверху», от недифферен­цированной еще активности (когда ребенок не различает внутреннего и внешнего, бодрствования и сна) и далее «вниз» по ступеням ее логи­ческой структуры, развитие личности представляет собою последова­тельную дифференциацию активности (рис. 6.4).