О природе кризиса гуманистического образования человека

По мнению практиков, наиболее четко обобщенному В. А. Ники­тиным, в понятии «социальная работа» эпитет «социальность» опре­деляет цель (ре)социализации следующим образом: «Оказание помо­щи человеку в приобретении или обретении социальности, социально­го функционирования и на этой основе — социального благополучия. В этом смысле термин "социальная работа" выступает как синоним та­кого типа социальной деятельности в обществе, целью и результатом которой должна быть социализация или(и) ресоциализация челове­ка» [76, 99].

Социальное обслуживание в этом контексте, по В. А. Никитину, — это «составная часть» названной социальной деятельности, однако эта часть, по сути, оказывается абсолютно доминирующей. Таким обра­зом, «обслуживание» превращается в управление клиентом, который является, разумеется, лишь объектом, а не субъектом (ре)социализации. В соответствии с вышеприведенным определением деятельности спе­циалиста В. А. Никитин выстраивает простую классификацию уровней социальной работы: индивидуально-групповой, муниципально-территориальный и социетально-федеральный. Таким образом, предметами психологии, социальной педагогики и социальной работы становят­ся: человек, группа людей, общественные и государственные органи­зации, т. е. эмпирически определенные феномены. Отсюда следует, что социальная работа и вместе с нею многие аспекты социально-психо­логической помощи не могут быть корректно определены ни как на­учные дисциплины, ни как феномены культуры.

По всей видимости, такого рода ситуация неразрешима в принци­пе до тех пор, пока не будет выяснена природа кризиса научного по­знания, изначально присущего становлению социальной науки о че­ловеке как личности и весьма значимого для судеб культурного раз­вития общества.

Практика бессильна и неэффективна потому, что в методологии гуманитарного познания не разрешены проблемы определения объекта и предмета новых и существующих гуманитарных научных дисцип­лин, и потому еще, что на место категорий гуманитарного образова­ния человека механически выдвинуты названия эмпирических фено­менов. Однако нельзя согласиться и с мнением, что трудноразреши­мую задачу формирования новых гуманитарных и социальных наук не следует разрешать вообще, поскольку она представляет собой толь­ко «уровень непосредственной социализации и ресоциализации в об­ществе» [76, 100].

Проблемы разрешения кризиса, очевидно, состоят не в поиске назва­ния для новой науки, — это название может быть определено, например, как социально-психологическая и, в частности, социально-педагогическая антропология. Главное состоит в том, чтобы оптимально определить ос­новную категорию этой отрасли антропологии в соответствии с запро­сами практики, безусловно являющейся социальной, так как «конечным результатом всех применяемых методов, средств, факторов и условий должно быть приобретение и восстановление человеком или группой определенного типа и уровня социальности...» [76,101]. Тем более что главное в этом вопросе составляет «тип социальности, всегда в прямой или опосредованной форме влиявший на содержание, формы и мето­ды социализации или ресоциализации...» [76,100]

Понятие «социальность», предлагаемое В. А. Никитиным, заслужи­вает внимательного рассмотрения, поскольку оно генетически присуще практике. Именно практика, продолжая известную мысль Л. С. Выгот­ского, является тем самым камнем, «который презрели строители» и который должен стать «во главе угла» в ситуации кризиса социаль­но-культурного образования человека, подобно тому как практика должна была способствовать разрешению кризиса психологической науки. Поскольку привлечение авторитетного в науке и культуре име­ни Л. С. Выготского чрезвычайно ответственно, остановимся подроб­нее на содержании его взглядов на возможные пути выхода из кризиса социально-культурного образования человека.

Л. С. Выготский в известном труде «Исторический смысл психоло­гического кризиса» рассматривает ситуацию, весьма сходную со сло­жившимся в настоящее время положением в гуманитарном образова­нии, и отмечает: «В последнее время все чаще раздаются голоса, выдви­гающие проблему общей психологии как проблему первостепенной

важности.

Мнение это, что самое замечательное, исходит не от философов, для которых обобщения сделались профессиональной привычкой; даже не от теоретиков-психологов, но от психологов-практиков, разрабатываю­щих специальные области прикладной психологии, от психиатров и психотехников, представителей наиболее точной и конкретной части нашей науки» [23,292]. В современной ситуации те же самые мнения широко распространены в среде социальных педагогов и работников, стремящихся обнаружить ту научную дисциплину, которая явилась бы общей для всех специалистов гуманитарной социальной науки.

Л. С. Выготский рассматривает такую ситуацию как «методологи­ческий кризис», в котором как раз и рождается общая наука. При этом понятие общей дисциплины «...вовсе не совпадает с понятием основной, центральной для ряда отдельных, специальных дисциплин, — теоре­тической...» [23, 292]. Л. С. Выготский приводит в связи с этим заме­чание Л. Бинсвагнера о том, что теоретическая наука не есть ни общая, ни часть ее, но сама есть объект или предмет общей науки. Последняя задается вопросами, как вообще возможна теоретическая наука, какова ее структура и в чем состоит специфика ее понятий. Теоретическая наука уже потому не может быть идентифицирована с общей, что как раз вопрос о создании теорий есть основной вопрос общей науки. (За­метим по этому поводу, что включение всей научной и прикладной деятельности по различным специальностям в содержание культуры возможно только посредством развития общей науки.)

«Ключ» к общей науке может, например «принадлежать» патологии, или виктимологии, поскольку с этой точки зрения «...всякий нормаль­ный человек есть более или менее сумасшедший и должен психоло­гически пониматься именно как вариант того или иного патологиче­ского типа» [23, 293]. В целом кроме патологии как объяснительной идеи психоанализа Л. С. Выготский обнаруживает еще три подобных идеи в содержании рефлексологии, гештальтпсихологии и персонализма [23,306]. Но, например, «...необычайно ценный принцип личности вна­чале захватил психологию во всем ее объеме, а потом и перешагнул за ее пределы. В виде критического персонализма он включил в понятие личности не только человека, но и животных, и растения: все в мире оказалось личностью» [23,308].

Судьбы названных четырех идей подобны, как четыре капли одно­го и того же дождя: «Объем понятия растет и стремится к бесконечно­сти; по известному логическому закону содержание его столь же стре­мительно падает до нуля. Каждая из этих четырех идей на своем месте чрезвычайно содержательна, полна значения и смысла, полноценна и плодотворна. Но возведенные в ранг мировых законов, они стоят друг друга, они абсолютно равны между собой, как круглые и пустые нули; личность Штерна по Бехтереву есть комплекс рефлексов, по Вертгеймеру — гештальт, по Фрейду — сексуальность» [ 23,308].

Подчеркнем: «личность» = «рефлекс» = «гештальт» = «сексуаль­ность» и т. д., т. е. продолжая мысль Л. С. Выготского, хотя образова­ние человека как личности и составляет одну из важнейших целей со­циально-психологической помощи, но само по себе понятие «личность» не может быть принято в качестве всеобъясняющей и универсальной категории в общей науке о процессах аккультурации человека и эво­люции его личности.

Еще большим «упрощением» ситуации кризиса является то, что специалисты гуманитарной сферы и в настоящее время по-прежнему стремятся создать общую науку за счет интеграции с психоанализом и персонализмом: «Новые структуры, а социальная работа — новая на­учная структура, стремятся за счет интеграции с другими дисциплинами наработать свой понятийно-терминологический и феноменоло­гический ряд» [122,174]. Теоретики гуманитарной науки по-прежне­му видят проблемы «в виктимности клиента, в его предрасположен­ности быть жертвой обстоятельств, насилий, конфликтов» в сфере «личность—среда» [122, 173]. И так же точно признается обратный принцип: «среда—личность». В основе такого решения лежат пред­ставления о гуманитарных знаниях, как имеющих «...амбивалентную структуру». В результате в согласии с мыслью автора, социально-пси­хологическая помощь и социальная работа становятся, по определе­нию, принадлежащими к сфере «цивилизационной деятельности», т. е. лишь к внешнему слою культуры. В этом случае уже не имеет смысла обсуждать вопрос о научном статусе гуманитарных прикладных дис­циплин. Решение этого вопроса откладывается на неопределенный срок.