Субъектная активность человека как условие эволюции его личности

Общность как идеальность есть форма не столько деятельности, сколько, точнее говоря, «чувственно-предметной активности» чело­века [42,268], представляющая развитие объективного плана культуры. Общность в своем «овеществлении», в восхождении к конкретному прежде всего должна получить некоторое, самое общее определение, что позволит выявить в этом восхождении логику и закономерности гуманитарного образования человека.

Общность — это единство сходного и отличного, обнаруживаемое в процессе конкретизации смысла этой категории. Так, например, уже в сфере культуры, при всей объективности ее содержания, может быть выделена цивилизационная сторона как относительно противостоя­щая культуре, исторически-определенная и отличная от нее реаль­ность. То есть культура сама по себе есть нечто «сходное», нечто объеди­няющее человечество в его способности к социальному творчеству, тогда как цивилизация есть нечто «отличное», некий признак, по ко­торому отличаются друг от друга люди различных эпох и континен­тов, с различными потребностями и ценностями. Далее, смысл кате­гории «общность» не может быть раскрыт в динамике гуманитарного образования человека, если этот смысл не будет связан, как это и сле­дует из определения идеальности, с активностью человека. Форма ак­тивности и форма общности совместно образуют единство сходного и отличного в положительном их взаимоотрицании, в процессах ак­культурации человека. Тогда гуманитарное образование человека мо­жет быть представлено как логически строгое, закономерное развитие его личности, имеющее собственный внутренний источник движения.

Всякая отдельная личность или отдельная реальная группа лично­стей, если они существуют самостоятельно, а не только функциониру­ют, являются примерами реально существующих сложных общностей, эмпирически представляющих результат восхождения от абстрактной категории «общность» к конкретному ее преломлению в социально-психологической практике, в феноменах культуры и цивилизации.

В результате гуманитарное образование человека не ограничива­ется его личностным развитием и социализацией, а продолжается как развитие нравственное. Точнее, нравственное самообразование чело­века является действительным и одновременно возникающим осно­ванием его личностного самообразования.

Конкретизация категории «общность» может быть рассмотрена на примере процесса социально-культурного образования группы. Преж­де всего следует выделить в структуре группы свойства, по которым она не отличается от других, т. е. такие свойства, которые представ­ляют собою организационные особенности этой группы, алгоритм ее организации и управления. Эти свойства в структуре группы есть «сходное», а уникальные особенности самоорганизации группы — «от­личное». То есть организация и самоорганизация группы совместно представляют собой ее природу, социально определенные человече­ские общности. Они объединяют отдельные группы людей со всеми им подобными группами в смысле сходства и уникальности социально-психологической организации, предполагающей определенную специ­фику общечеловеческих потребностей и способностей, подражания и

познания.

Коммуникативные характеристики группы есть уникальное («отлич­ное») в социально-историческом плане, где человек является субъектом истории и собственного социально-культурного образования, субъек­том культуры. Объективное же, проявляющееся в содержании актуа­лизированных групповых ценностей, выступающих как интересы в социально-профессиональном самоопределении группы, — есть «сход­ное». Содержание субъектного и объектного самоопределения группы совместно представляют собою социальную, культурную человеческую общность, объединяющую отдельные человеческие группы — в смыс­ле сходства и различия их социально-психологической организации и коммуникации, благодаря которым группы способны в конечном счете становиться компонентами развивающегося общества, этноса, циви­лизации и культуры.

При этом особенно следует выделить то, что за интересами групп скрываются подлинные, подчас неосознаваемые ими мотивы социаль­ного самоопределения и самообразования. Еще более глубоко укорене­ны в социально-психологической организации группы ее социально-культурные установки, связанные с традициями исторической эпохи. На основе этих установок группа развивается в координатах обществен­ного сознания и самосознания, в сферах цивилизации и культуры.

Рассмотрение развития группы как общности может быть продол­жено в плане социально-культурного развития личности. Целостное (т. е. базирующееся на понятии «общность») знание о единстве содер­жания развития групп и личностей, образующих в своем социальном, жизненно-необходимом творчестве цивилизацию и культуру, позволяет спорить с такими умозаключениями, согласно которым «культура... не сводится больше к духовному творчеству, а охватывает разнообразные формы жизни, общения и поведения... Значимыми культурными крите­риями являются уже не столько идеи, сколько реальные цели, потреб­ности, правила, роли, коммуникативные и семантические коды обще­ния» [122, 132].

Культура и цивилизация человечества, неотделимые одна от другой и в то же самое время одна от другой относительно независимые, оди­наково основываются и развиваются в социально-культурном твор­честве людей, воссоздающих в каждом новом поколении идеальную сторону своего бытия, вне которой это бытие невозможно.

Основные темы и понятия главы 1

1. Определение основного содержания современного состояния гумани­тарного образования человека.

2. Соотношение объективных и субъективных компонентов процесса социализации.

3. Обоснование необходимости включенности специалиста в процесс социализации.

4. Различие понятий «социализация» и «аккультурация».

5. Задачи социально-психологической помощи человеку.

6. Значение понятия «социальность» в практике социально-психологи­ческой помощи и в теории гуманитарного образования.

7. Специфика «кризисных», или критических периодов в развитии гу­манитарной науки.

8. Категория общности как первичная абстракция общей теории личности.

9. Понятие «общность» как идеальное единство « сходного» и «отлич­ного».

10. Понятие группы как развивающейся общности.

11. Проблема личности в общей гуманитарной науке.

12. Субъектная активность личности как условие становления социально-психологической общности.

 

Глава 2