Гендерная асимметрия

Функциональная асимметрия, при всей ее безусловной значимости в личностном развитии человека, не является единственной его характеристикой. В онтогенезе существенны и другие формы асимметрии, в частности гендерная и культуральная. Асимметрия определяет целостное развитие человека прежде всего со стороны его форм, что не исключает понимания асимметрии как «механизма» или как неко­торого «условия», вообще отличающего человека от животных. Но конкретное развитие человека, так же как и его положение в обществе, определяется не столько абстрактными механизмами или столь же абст­рактными антагонистическими противоречиями, сколько реальными различиями, связанными с разделением общественного труда. Эти раз­личия: социальные, индивидуальные, профессиональные, возрастные и половые — становятся основой не только для обыденных, но и для теоретических представлений о культурном и естественном развитии человека.

Наибольшее значение в содержании обыденного сознания приоб­ретают опосредованные культурой половые различия. В них, за исклю­чением разве только содержания восприятия людьми глобальных со­циально-экономических и политических явлений, наиболее ярко вы­ражаются житейские представления об индивидуальных различиях вообще, т. е. о различиях, по их смыслу, культуральных.

Идя навстречу обыденному сознанию, современная антропология, психология и педагогика выдвинули понятие «гендер». Гендер — это характеристика, с помощью которой обобщаются существующие в обы­денном сознании определения понятий «мужчина» и «женщина». При этом не следует считать, что гендер — понятие только эмпирическое, не имеющее философско-антропологического значения. Хорошо из­вестно, что, например, по положению женщины в обществе судят о характере этого общества, о его развитии. То есть тендерные различия, или, иначе говоря, гендерная асимметрия, вполне объективно выра­жает состояние культурного развития общества и личности, характер культурного образования человека.

Более того, именно гендерная асимметрия является не только усло­вием и продуктом культурного и биологического воспроизводства че­ловека, но и той формой, в рамках которой осуществляется это вос­производство, опосредованное общественными взаимоотношениями людей.

Поэтому гендерная асимметрия явно или неявно (последнее может быть связано с тем, что понятие «гендер» просто замещается многими не самостоятельными понятиями) присутствует в содержании пред­метов таких наук, как сексология, конфликтология, семейное (педа­гогическое и психологическое) консультирование, философская и пе­дагогическая, а также и психологическая антропология, социальная антропология, философия культуры, философия образования, общая теория воспитания, педагогика и психология развития.

В исследовании полоролевой асимметрии понятие «высшая пси­хологическая функция», выдвинутое Л. С. Выготским - выступает в ка­честве функции личностного полоролевого опыта. Как свидетельству­ют исследования Б. Г. Ананьева и сотрудников: «Жизненный опыт, столь существенный для различий между взрослыми людьми, пред­ставлен вовне все более усложняющихся с возрастом мнемологических структурах» [5, 360], — на фоне того, что следует правильно по­нимать «...половой диморфизм как общий для филогенетического и онтогенетического развития фактор» [5, 215].

Высшая психологическая функция жизненного полоролевого опы­та оказывается с возрастом все более доминирующей по отношению к другим высшим функциям и определяет не только социальный ста­тус человека или, например, его работоспособность, но и продолжи­тельность его жизни. Как отечественными, так и зарубежными иссле­дованиями подтверждается, что системное развитие мальчиков в сред­нем задерживается примерно на два года, а продолжительность жизни мужчин по сравнению с женщинами на пять лет меньше.

Как указывает Б. Г. Ананьев, «...более раннее созревание в женском типе развития является общей закономерностью для всех функций. Другой общей закономерностью является стабилизация функционального уровня. Возможно, что поразительная стабильность величин (энерге­тических и сенсорных), свидетельствующих о высоком уровне саморе­гуляции женского организма, является одной из главнейших причин большого распространения случаев долголетия женщин, если сопоста­вить статистику долголетия в разных условиях жизни людей» [5,188].

Культуральное направление в исследовании тендерной асиммет­рии, по всей видимости, приобретает в последнее время доминирую­щее положение по сравнению с направлением эволюционным. Послед­нее, фиксируя определенные биологические и психофизиологические различия мужчин и женщин, в принципе не может претендовать на прямое объяснение человеческого поведения половыми различиями, поскольку это поведение опосредовано социально, не говоря даже о том, что явления функциональной асимметрии, определяющие природное развитие человека, являются общими как для мужчин, так и для женщин.

Но из всех попыток экстраполировать содержание половых различий на различия поведенческие своей особенной настойчивостью выделя­ются стремления определить человеческую агрессивность как черту, характеризующую прежде всего мужское поведение. Так, Р. Бэрон и Д. Ричардсон, полагая, что «агрессия, в какой бы форме она ни про­являлась, представляет собою поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу», уточняют, что «...имен­но биологические или генетические факторы обусловливают большую склонность мужчин прибегать к многочисленным формам агрессии.

Возможно, наиболее убедительным свидетельством в этом отноше­нии является демонстрация наличия связи между уровнем тестосте­рона (мужской половой гормон) и проявлениями агрессивного харак­тера» [18; 53, 224]. Принимая это положение за неоспоримый факт, авторы, укрепляя собственную позицию, готовы уже осуществлять ком­пенсирующее мужскую «ущербность» психологическое консультиро­вание, заявляя: «Биология отнюдь не судьба, поэтому неправильно воспринимать мужчин как лиц, вынужденных вести себя агрессивно по причинам, лежащим вне их контроля». [18, 225].

Агрессивное поведение — явление по крайней мере культуральное и в значительно большей мере — явление субъектно определяемое, как в его формах, так и в его содержании. Тестостерон или другие гормоны и вообще все биологические факторы не могут влиять непосредствен­но, как это происходит у животных, на поведение человека. Осозна­вая с возрастом и воспитанием свое поведение, человек все более са­мостоятельно определяет, оказываться ли ему в ситуации, где прояв­ление его биологических или социальных свойств может зависеть от гормонов или от других самых различных обстоятельств.

В этом смысле и гормональные, и любые другие факторы одина­ково означают определенную культурно программируемость человече­ского поведения: Свобода человека искусственно, в силу культурных предрассудков ограничивается в том смысле, что человек внутренне принимает некоторые обстоятельства его биологии как значимые для себя, — только при этом культурном условии данные свойства чело­веческого организма сопрягаются с его «судьбой» и становятся «фак­торами», значимыми, например, для Бэрона и Ридчардсон или для дру­гих авторов подобных факторных подходов.

Истина человеческого бытия в принципе трансцендентна ее факторным объяснениям, в том числе и культуральным: социализируясь, че­ловек овладевает не только стихией своей природы, но и стихией массовой культуры. Он становится во все большей мере субъектом своего развития, а именно в той возрастающей мере, в которой он становится способным принимать ответственность за свое собственное, природное и культурное свободное развитие.

Таким образом, значение факторов как личностно значимых обсто­ятельств развития вполне может быть определено только субъектом этого развития, индивидуально-своеобразно представляющим в сво­ем лице историю и культуру человечества.

Исследователи тендерной асимметрии, пытаясь придать ей само­стоятельное значение, абсолютизируют логическую связь: тестосте­рон — агрессия — мужское доминирование — женская зависимость — коррекция и консультирование поведения. Но, очевидно, тендерная асимметрия является лишь частным аспектом асимметрии культуральной, в свою очередь порождаемой на фоне объективных обстоятельств самим человеком как субъектом познания, труда и общения, субъектом собственных отношений в бытии и подобных же отношений к бытию. То есть на самом деле логическая связь в вышепоказанном примере должна включать в себя в качестве и начального, и заключительного элемента межличностные отношения людей, а именно:

межличностные отношения — агрессия — тестостерон — мужское доминирование — женская зависимость— коррекция и консульти­рование поведения во взаимоотношениях субъектов общения — культура поведения.

Поэтому вслед за обсуждением вопросов тендерной асимметрии необходимо составить определение асимметрии культуральной.