Культуральная асимметрия

Исходными понятиями в культурном опосредовании человеческого поведения, — при том что человек остается ответственным и сво­бодным субъектом своего развития, — являются социальные нормы и ценности, а также социальные роли, им соответствующие. То, как че­ловек, принимающий известные социальные нормы, следует им в ис­полнении своей социальной роли, обнаруживается в его социальном статусе.

Статус как интегративный показатель положения человека в система социальных связей и отношений чаще всего характеризуется социаль­но-правовыми аспектами. Но отношения людей между собою в целом являются социально-культурными. Кроме того, с точки зрения отдельного человека эти отношения являются интер- и интраиндивидуальными.

Как отмечает Б. Г. Ананьев: «Научное исследование статуса лич­ности должно включать изучение реального экономического положе­ния, ...политически-правового положения..., трудовой профессиональной характеристики..., образовательного статуса, положения семьи дан­ного человека и положения личности в своей семье... Исследование статуса личности имеет важное значение для определения ее социальных функций — ролей, которые рассматриваются вообще как динамический аспект статуса, реализация связен, заданных позициями личности в обществе... Осознание статуса ...невозможно вне и без дея­тельности человека..., тем более что многие компоненты статуса не за­даны общественной средой, а производятся в самом процессе человеческой деятельности» [5, 287].

Основные макрохарактеристики человека как личности представ­ляют собою его психологические статусы, фиксируя асимметрию лич­ностного образования человека и имея общее философское и психо­лого-педагогическое основание, а именно, — основание антропологическое, воплощаемое самосознанием и сознанием человека.

Эти два основные направления человеческого образования и явля­ются теми координатами, в которых все известные и возможные новые формы статусов человека получают содержательно определенную локализацию (рис. 2.2).

Конкретные наименования отдельных форм статусов, в особенно­сти тендерных и философско-антропологических форм, в силу необ­ходимости их предметной локализации на схеме определены, исходя из относительно устоявшихся представлений о типологизации чело­веческого поведения в отечественной и зарубежной литературе. Наименования тендерных форм восходят к психологической традиции, а философско-антропологические определения статусов определены на основе бытийного, онтологического их понимания.

Культуральная асимметрия интра- и интериндивидуальных челове­ческих отношений приобретает, таким образом, систематическое опре­деление как асимметрия статусов. Достижение или изменение ста­тусов требует активности личности; движение от одного статуса к другому отражает развитие личности и вообще представляет содержательную характеристику процессов образования и преобразования человека. Воспитание и обучение человека, очевидно, имеют своими результатами одну из четырех стадий его личностного образования, причем человек непременно является субъектом, например, учебно-воспитательного процесса.

Поскольку статус есть интегрированный индекс, характеризующий процесс образования человека в обществе, в антропологических и пси­холого-педагогических исследованиях может быть осуществлено коли­чественное определение того, насколько изменяется статус, а не только констатация качественных его изменений. В этом случае становится особенно значимым понимание статуса как меры культуральной асим­метрии, которую можно определять так же, как рассчитывается мера асимметрии функциональной.

В процессах массового (в особенности традиционного) обучения личность учащегося отождествляется с его социальным статусом и поэтому вполне соответствует определению «совокупности обществен­ных отношений», т. е. «субъект-объектных», а точнее, — субъект-инди­видных отношений. При этом учитель психологически точно опреде­ляется как автономный, самодостаточный субъект (в интраиндивидуальном отношении, т. е. в отношении к самому себе) и как внешняя сила, ограничивающая свободу и ответственность учащихся (в интер­индивидуальных отношениях с ними).

Рис. 2.2. Основные макрохарактеристики человека как его статусы и направления развития, составляющие предметы различных гуманитарных наук о личности

Учащиеся в процессе традиционного обучения занимают положе­ние индивидов со всеми атрибутами их поведения, определяемыми соответствующим статусом на предлагаемой схеме.

Отсюда следует, что массовое обучение есть только первая ступень в культурном образовании человека, ступень необходимая, но не абсо­лютная и не единственная. В дальнейшем образовании обучение по­степенно, не превышая известной меры культуральной асимметрии и опираясь на эту умеренную асимметрию, дифференцируется, превра­щаясь в учение и, наконец, в самообразование человека, обогащающее культуру.