Обобщение психофизических закономерностей исследования времени реакций

Представляя формулу закона Хика в общем виде как простей­шую логарифмическую функцию вида:

Y=K•log(n+l),

где X = n+1, а коэффициент К принят условно за 1, получаем график кривой, выпуклой на всем ее протяжении, поскольку сравнение логарифма любой точки с полусуммой логарифмов смежных точек об­наруживает относительно меньшее значение этой полусуммы. Об- ласть существования функции при X больше нуля, а это именно так, — от нуля до бесконечности. Кривая пересекает ось X при х = 1 и Y = О, причем ось Y является асимптотой. В целом логарифмическая функ­ция этого вида является возрастающей во всей области ее существо­вания. Но если функция имеет вид: Y = - log X, то она, наоборот, яв­ляется убывающей, представляя кривую, симметричную первой отно­сительно оси X.

Важно отметить, что при а = е:

Y = lnX,

то есть кривая в таком случае представляет собою так называемую «на­туральную логарифмику», а не «логарифмику» обычную. Первая от­личается от второй тем, что, например, при «а» больше 1 она монотон-

но возрастает от минус до плюс бесконечности, при «а» меньше 1 — наоборот.

Наконец, логарифмика вообще есть зеркальное отображение пока­зательной кривой относительно биссектрисы Y = X, то есть логариф­мическая и показательная функции в своем графическом представлении особенно наглядно обнаруживают, что формула закона Хика в сво­ем зеркальном отображении как бы с двух сторон охватывает графику и смысл формул степенных функций С. С. Стивенса. Все здесь ока­зывается зависимым, так сказать, от угла зрения наблюдателя.

И это не может быть сказано в плане какого-то порицания или при­нижения полученных крупными учеными результатов: вся специальная теория относительности А. Эйнштейна строится именно исходя из положения наблюдателей, поскольку субъектом познания является человек. Субъектность установленных зависимостей — это не свидетельство субъективизма как произвола или солипсизма: субъектность определяет систему отсчета, но не характер объективных закономер­ностей.

Рассмотрение графиков логарифмической показательной и степен­ной функции имеет смысл связать с наиболее общей мерой оригиналь­ности или неопределенности, характеризующей изучение любого объекта, когда он постепенно раскрывается в представлениях человека как некоторая система. Эта мера оригинальности, или, образно говоря, сво­боды, открывающаяся для объекта в его изучении субъектом, то есть энтропия, определяется формулой:

Если неопределенность (оригинальность) состояний системного объекта рассматривается как вероятность, а именно так, знаком «Р», она и представлена в данной формуле энтропии, то, например, для объек­та, который может быть обнаружен исследователем всего в двух равно­вероятных состояниях системы, энтропия будет определяться как сум­ма произведений одинаковых вероятностей на логарифмы этих веро­ятностей, равных 1/2:

Н(х) = - 1/2 • log(l/2) + 1/2 • log (1/2) = 1.

Единица энтропии — это единица двоичная, или 1 «бит» информа­ции, которым располагает исследователь, ожидающий появления ин­формации, но не исключающий при этом и того, что она не поступит вовсе. О содержании информации в этом общем случае ничего не из­вестно, — важен сам факт неопределенности: либо сигнал появится, либо нет. Напомним теперь, что ранее в нашем обсуждении в соответ­ствии со взглядами Хика мы связывали его закон с формулой меры информации, определяемой числом равновероятных сигналов:

H = K•logN.

Ранее было указано также, что эта величина «Н» примерно равна 5 битам в секунду, то есть фактически пяти единицам энтропии. Та­ким образом, рассмотрение графика логарифмической функции в свя­зи с графиками функций показательной и степенной имеет уже гораз­до более широкий контекст: если энтропия в ее простейшем матема­тическом представлении, оказывается функцией логарифмической, а противоположная ей характеристика, то есть негэнтропия, также не может быть иной, то за конкретным материалом графических пред­ставлений, где связываются все основные характеристики восприятия информации человеком, обнаруживается то общее содержание, кото­рое принципиально отличает человека от всего окружающего его мира и от всего того, что составляет содержание его деятельности.

Это общее содержание психологической активности человека, имею­щее негэнтропийный характер и утверждающее идею его свободного творческого развития, может быть представлено вполне конкретно, благодаря тому, что во всяком исследовании объектов присутствует субъект этого исследования.