Период наблюдений и донаучных исследований

 

В древности - в западной, китайской, индийской и арабских культурах, задавались вопросом о ценности сексуальности, пытались классифицировать различное сексуальное поведение с философско-этической, религиозной и даже сексологической точек зрения.

 

Интересны медицинские, естественно-научные и правовые описания, касающиеся различных вопросов сексуальности, в том числе сексуальные обычаи разных народов.

 

Влияние мифологии на развитие сексологии особенно ярко проявляется в заимствовании имен для обозначения соответствующих органов, функций или сексуальных расстройств. До сих пор распространено название «клитор» …(Клиторис, дочь Мирмидона, была так мала, что Зевс был вынужден превратиться в муравья, чтобы сблизиться с нею). Особенно же часто использовали мифологические названия представители психоанализа для обозначения различных комплексов.

Многие вопросы связывал с проблемой любви Платон (V – IV век до н. э.). Ни один философ не придавал Эросу столь большого значения, как Платон.

Наука определяет сущность Эроса термином «эротизм» - как в физическом, так и психическом плане, не ограничиваясь только генитальной сексуальностью или воспроизведением потомства

 

Природа этого Эроса была далека от приписываемой ему легендой исключительно «платонической», духовной любви. Он не отделял любовь сексуальную от телесной.

 

Платон считал:

ü что любовь физическая, сексуальная и преклонение перед красотой человеческого тела являются необходимыми для достижения высшей духовной любви и духовного единения;

 

ü что целью любви является не только рождение детей, т. е. он разграничивал сексуальность и чисто физический половой акт;

 

ü воспевал страсть и сексуальное наслаждение как источник поэтического и философского вдохновения.

 

ü различие полов не считал необходимым условием для возникновения любви или сексуальных связей (т. е. они могли иметь место как между мужчиной и женщиной, так и между двумя мужчинами или двумя женщинами), многие гомосексуалисты до сих пор охотно ссылаются на его концепцию.

 

Ограничение же платонической любви чисто духовными отношениями является результатом интерпретаций, восходящих к средневековью.

 

 

Для объяснения того факта, что люди интересуются друг другом, стремятся к сексуальному, духовному и телесному единению, Платон обратился к мифу, согласно которому первоначально мужчина и женщина были едины, т. е. представляли собой одно существо (андрогина), и лишь позднее боги, то ли за провинности людей, то ли из зависти разделили их на однополые существа. Эти половины могут быть как гетеро-, так и гомосексуальными.

Этим и объясняется их взаимное стремление к духовному и телесному единению, ибо лишь такое совокупление может временно восстановить утраченное единство – и то лишь в том случае, если одна половина найдет соответствующую ей, «свою» половину.

 

Позже, в средние века, а особенно в период романтизма, эти взгляды нашли отражение в идее, будто человек может полюбить в жизни лишь одного человека. Это связано с концепцией Платона о том, что только одна единственная «половина» является истинным дополнением другого человека. Жизненный опыт, однако, противоречит этому, так как люди могут неоднократно переживать чувство любви в разных ее проявлениях.

 

Создателем крупной философской системы был Аристотель (IV век до н. э.). Он был учеником Платона и подверг резкой критике многие его концепции, в том числе концепцию «единообразия» всех людей.

 

Создателем киренской философской школы был Аристипп (V – IV век до н. э.), ученик Сократа. Он был первым теоретиком гедонизма ,этической доктрины, согласно которой наслаждение (удовольствие) – единственное благо, цель жизни и главный мотив человеческих поступков.

Гиппократ (V – IV век до н. э.) -создатель основ врачебной этики и учения о темпераментах, считал, что частые половые акты укрепляют и увеличивают половой член, в то время как сексуальное воздержание уменьшает его.

 

В то время господствовало мнение, что мастурбация является причиной многих болезней. Это было обусловлено уровнем медицинских знаний, в частности, ошибочным представлением о роли семени для здоровья человека.

 

Гиппократ утверждал, что при половом акте между мужчиной и женщиной происходит взаимный обмен жидкостями, т.е. половой акт является своего рода взаимной «прививкой», укрепляющей здоровье вследствие восприятия выделений партнера противоположного пола.

 

Этот взгляд оказал большое влияние на развитие так называемой герокомии – концепции, согласно которой мужчина может омолаживаться, вступая в половую связь с молодыми девушками. При этом от девушек в организм мужчины поступают вещества, способствующие омоложению. Некоторые сторонники герокомии считали, что не только половое сношение, но и даже просто соприкосновение с молодым телом (влияние его «тепла» или «дыхания») вызывает омоложение.

 

В отношении гомосексуальных контактов Гиппократ придерживался мнения, что мужественность и положительные качества взрослого мужчины через его семя могут передаваться подросткам. Этот взгляд и обусловил соответствующее отношение к гомосексуализму в античной Греции.

 

С давних времен применяли различные механические средства для достижения большего сексуального наслаждения, например, искусственный половой член, сделанный из кожи, дерева или резины (olisbos, parapilla, godemiche).   В Риме во время полового сношения использовали целую систему приспособлений, вплоть до искусственного полового члена, закрепленного на колесах.   В Риме также был известен инструмент, называвшийся mutinus tutunus и имевший вид полового члена, на который, в соответствии с древним свадебным ритуалом, наседала невеста, прежде чем супруг совершал с нею первое половое сношение. Это была механическая дефлорация, которую впоследствии резко критиковали теологи.  
 

 

 

В средние века и в новое время взгляды на сексуальные функции мало отличались от взглядов, существовавших в древности. Их связывали с тяжелыми заболеваниями и, кроме того, в моральном плане оценивали как нечистые и греховные.

 

Отношение к сексуальной жизни было однозначно негативным, но полного запрета на нее не налагалось из-за необходимости продолжения рода. Абсолютное подчинение сексуального влечения собственной воле рассматривалось как высшая степень совершенства личности. Возможность полового сношения допускалась только с целью оплодотворения, все прочие проявления сексуальной жизни решительно осуждались.

 

Демонологическое отношение к сексуальности человека в целом и к женщине, как искусительнице и пособнице дьявола, в особенности получило свое крайнее выражение в сожжении «ведьм». Поводом для процессов над «ведьмами» во многих случаях были проявления различных аномалий, чаще всего сексуальных.

 

Одновременно не прекращались попытки прогрессивных представителей общества противостоять злоупотреблениям «святой инквизиции». В 1577 г. в Базеле был издан труд «De praestigiis daemonum et incantationibus ad veneficiis libris sex», в котором отважный врач и противник гонения на ведьм доказывал, что лица, якобы находящиеся во власти дьявола, достойны лишь сочувствия и нуждаются в лечении, так как являются психически больными. Однако этот труд попал в список книг, запрещенных церковью.

 

Негативное отношение к сексуальности нашло свое отражение также во врачебно-естественно-научной сфере.

В представлении врачей сексуальные расстройства составляли комплекс, обусловленный широко распространенной эмоциональной установкой на то, что любая сексуальная функция и форма поведения, не санкционированные этикой, влекут за собой (по воле Бога) тяжелые психические и телесные болезни.

Предполагалось, что сексуальные расстройства и прежде всего сексуальные девиации возникают в результате действия «нечистых сил», через связи человека с дьяволом. Лечение этих расстройств сводилось к применению экзорцизма, т. е. «изгнании дьявола», и различных истязаний.

 

Несмотря на неблагоприятные факторы для развития сексуальной сферы и для исследования ее с научных позиций уже в средние века предпринимались попытки рационального изучения сексуальных проблем, которые можно считать первыми ласточками в развитии сексологии.

 

ü Анри де Мондевиль в начале XIV века опубликовал работу по гигиене половых органов, в которой подробно описал уход за ними у девиц и девушек, лишившихся девственности, у замужних женщин и проституток.

ü Универсальный гений Леонардо да Винчи также занимался проблемами сексуальности и анатомии половых органов.

ü В первой половине XVI века А.Везалий, профессор анатомии в Падуе, тайно вскрыл труп убитой беременной женщины. Он, таким образом, первым препарировал матку и яичники у беременной.

ü Придворный хирург французского короля Карла IX и предшественник современной хирургии Амбруаз Паре (XVI век) издал учебник акушерства, в котором описал, в частности, различные способы, с помощью которых женщина может получать сексуальное удовлетворение.

ü В 1675 году профессор анатомии и хирургии Николо Венет издал иллюстрированный труд, в котором достаточно точно описал мужские и женские половые гениталии; кроме того, он затронул и вопросы сексуального воспитания.

ü Дрезденский врач Мартин Шуриг в 1720 г. издал фундаментальный труд, содержавший 800 страниц, в котором рассматривались роль половых органов, а также физическое и моральное значение полового акта. Автор советовал совершать половое сношение не только для умножения потомства, но и с гигиенической и моральных точек зрения. В последующих трудах Шуриг подробно описал морфологию половых органов, в том числе клитора у женщин, вопросы девственности, созревания и мастурбации, а также половой акт.

ü Голландский анатом и физиолог Ренье де Грааф установил, что у человека яйцеклетки образуются в яичниках (в граафовых пузырьках).

ü Антон Левенгук описал человеческие сперматозоиды, обнаруженные им в сперме.