Средние века и эпоха Возрождения

На протяжении XII и XIII вв., по мере того как церковь приобретала все большее влияние, в Европе укреплялось отношение к сексуальности, характерное для раннего христианства. Богословие нередко становилось синонимом общего права, и "официальное" отношение к сексу (за исключением секса в прокреативных целях) было, в сущности, направлено на его угнетение. Однако сама церковь, проповедуя воздержание, вела себя совершенно иначе: "божьи дома нередко бывали рассадниками разврата" (Taylor, 1954).

В этот период среди высших классов стали возникать новые обычаи, которые привели к резкому разделению между реальной жизнью и религиозными учениями. Эти обычаи, называемые "куртуазной любовью", создали новый стиль поведения, при котором женщины (во всяком случае высокопоставленные женщины) возносились на пьедестал, а в песнях, стихах и книгах воспевались романтизм, таинственность и доблесть (Tannahill, 1988).

Чистая любовь считалась несовместимой с чувственным наслаждением; иногда влюбленные подвергали эту концепцию проверке, укладываясь вместе в постель обнаженными, с тем чтобы, удержавшись от половой близости, доказать полноту своей любви. Излишне говорить, что куртуазная любовь не всегда оставалась такой романтической и возвышенной, как это воспевалось в стихах и прозе.

Почти в самом начале эры куртуазной любви появились пояса целомудрия. С помощью этих поясов мужья запирали на замок своих жен, подобно тому, как держали под замком свои деньги; возможно, что первоначально пояса целомудрия были придуманы для того, чтобы предотвращать изнасилования, однако в то же время они служили для охраны "собственности".

Средневековые пояса целомудрия обычно изготовляли из металла, они покрывали промежность женщины, доходя до спины и живота. Два отверстия давали возможность отправлять естественные нужды, но совершенно исключали половой акт. На бедрах пояс запирался на ключ, который ревнивый супруг держал при себе (Tannahill, 1980).

Возрождение гуманизма и изобразительного искусства в Европе в XVI и XVII вв. сопровождалось некоторым ослаблением сексуальных ограничений, а также меньшей приверженностью к догмам куртуазной любви.

Протестантская церковь, во главе которой стояли Мартин Лютер, Джон Кальвин и другие, в общем, относилась к сексуальным проблемам более терпимо, чем католическая церковь.

Например, Лютер, хотя его отношение к сексу едва ли можно назвать либеральным, полагал, что секс нельзя считать греховным по самой его сути, так же как целомудрие и безбрачие сами по себе не служат признаками добродетели.

В то время в Европе разразилась массовая эпидемия сифилиса, возможно завезенного из Америки, что, вероятно, несколько ограничивало сексуальную свободу.