Основные элементы программ обязательного полового воспитания

Было бы ошибкой предписывать школе какую-либо определенную программу полового воспитания, поскольку планирование тематического содержания программы и выбор основных подходов к подаче материала - это задачи педагогического коллектива школы, выполняемые им в сотрудничестве с общественным комитетом, в котором широко представлены сторонники различных мнений. Общественные потребности и степень готовности к восприятию информации, касающейся вопросов пола и сексуальности, варьируют от региона к региону. Однако, в любую программу полового просвещения подростков целесообразно включить следующие элементы:

1. Полная фактическая информация о биологических аспектах пола и репродукции.

2. Основные сведения о контроле над рождаемостью и о планировании семьи. Даже люди, в силу своих религиозных убеждений возражающие против применения медицинских методов контроля рождаемости, должны ознакомиться с этими фактами, поскольку в противном случае они будут вынуждены полагаться на слухи и неточную информацию.

3. Различия между мужчинами и женщинами - не только биологические, но и полоролевые различия, различия в сексуальных реакциях, личностные различия и различия в общественных ожиданиях по отношению к мужчинам и женщинам.

4. Фактические сведения о мастурбации. На занятиях эта тема вряд ли будет затронута спонтанно, поэтому необходимо включить ее в программу хотя бы для того, чтобы изжить неправильные представления о роли мастурбации на различных этапах жизненного цикла.

5. Современная фактическая информация о гомосексуальности, а также беседа о правах и особых социальных проблемах людей с гомосексуальной ориентацией.

6. Фактическая информация о венерических болезнях - не для того, чтобы напугать подростков, а для того, чтобы помочь им защитить свое здоровье от реальной и широко распространенной опасности.

7. Возможные последствия полового акта - как положительные, так и отрицательные - и поступки, которые могут привести к половому контакту.

 

По мнению экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), сексуально-психологическое образование и доступность средств контрацепции для подростков, не приводят к ранней половой жизни, а наоборот, способствуют отсрочке половой активности. Информирование подростков по данным вопросам во многих Европейских странах находится в исключительной компетенции подростковых психологов и социальных работников.

В России, с исчезновением государственной цензуры информационных потоков, неконтролируемая пропаганда сексуального характера в различных средствах массовой информации способствовала определенной деформации социального портрета современного подростка, для которого стала характерной ранняя сексуальная активность. Естественным ответом на новую ситуацию должно было стать создание эффективных школьных программ, которые предлагали бы свои ответы на встающие перед каждым подростком вопросы и предупреждали о грозящих ему опасностях. Но государственная система просвещения, так же, как и государственная система здравоохранения продемонстрировали свою неспособность дать такой ответ.

Можно сказать, что в настоящее время сколько-нибудь продуманная система полового воспитания детей и подростков в нашей стране отсутствует. Попытки внедрения полового просвещения в середине 90-х годов с помощью сырых, не обсужденных в среде специалистов, не одобренных соответствующими инстанциями программ закончились полным провалом с политической и клерикальной подоплекой. На выборах 1999 года КПРФ провозгласила остановку проекта сексуального просвещения российских школьников своим главным социально-политическим достижением. Церковь объявила, что единственное и лучшее средство от СПИДа, беременностей и венерических болезней - православная мораль.

Страна была отброшена в этом вопросе на 20 лет назад. Программа "Планирование семьи" была лишена бюджетного финансирования из-за ошибок на стадии ее внедрения. "Карательные" меры в связи с этим надолго отбили желание у министерских чиновников что-либо предпринимать в сфере полового просвещения. Правда, несмотря на официальный запрет и бездействие государственных структур, различные общественные, некоммерческие организации в регионах продолжают вести половое просвещение подростков, используя в качестве методик то, что удается найти, или то, что создают сами. Но размах этой работы, да и ее качество не отвечают тем требованиям, которые выдвигает жизнь. В реальности половым просвещением занимаются - кто как может - и родители, и школа, и медицинские учреждения, и средства массовой информации, и ровесники, - стихийно дополняя друг друга.

 

ПОЛОВОЕ СОЗНАНИЕ, представление о себе как о человеке определенного пола. Складывается из самосознания половой идентичности (представление человека о том, на сколько он похож на людей своего пола) и представления о том, на кого бы он хотел быть похожим (полоролевые экспектации).

Половое сознание формируется на протяжении всей жизни, и в каждый жизненный период у него своя специфика. Моментом, запускающим половое сознание, является простое приписывание ребенка к мужскому или женскому полу.

В дальнейшем, основываясь на простом подражании и на сознательном соотнесении себя с людьми своего пола, ребенок начинает осваивать половые роли. К 5 годам у индивида вырабатывается стойкая половая идентичность, проявляющаяся в представлении о константности пола .

 

В зависимости от широты используемого полоролевого репертуара, половое сознание в течение жизни может расширяться или сужаться. Расширение полового сознания ведет к личностному росту и улучшению коммуникативных навыков, сужение сковывает личностный рост и ведет к закрепощению половых стереотипов. В формировании полового сознания наблюдаются сильные отклонения от ощущения себя человеком с полом, противоположным своей телесной оболочке (Транссексуализм), до других вариаций в половых ориентирах и предпочтениях (Бисексуальность, Гомосексуализм).


ЗДОРОВЬЕ ПОЛОВОЕ
, комплекс соматических, эмоциональных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви, в основе которого лежит право на информацию в области сексуальности и полового просвещения (по определению группы экспертов Всемирной организации здравоохранения).

В отличие от узко клинического понимания здоровья как отсутствия каких-либо заболеваний данное определение трактует здоровье как состояние, обеспечивающее оптимальную реализацию заложенных в человеке возможностей, его индивидуальных, биологических и социальных особенностей.