Лидерство, авторитет и групповое давление: анализ результатов исследований экспериментальной социальной психологии

Лидерство неразрывно связано с проблемой последователей и тех, кто лидерство принимает и подчиняется лидеру. Лидеров в социуме гораздо меньше, чем тех, кто за лидерами следует и лидерам подчиняется. Именно поэтому мы считаем важным разбирать не только психологическое содержание деятельности лидера, факторы и условия ее возникновения, но и условия подчинения лидеру (авторитету), или как это еще называется в психологии – феномен конформизма.

Значимость «конформного» окружения передает обыденная мудрость: «короля делает свита». Анализ данного утверждения показывает, что без «свиты» не бывает и «короля».

Социальная структура иерархична, лидер, обладающий влиянием, находится как бы на вершине этой иерархии, поэтому для большинства тех, кто «под лидером», важно уметь подстраиваться, следовать установленным правилам.

Конформизм – изменение поведения или убеждений в результате давления группы и проявляется в форме уступчивости и одобрения. Уступчивость – внешнее следование за группой при внутреннем несогласии. Одобрение – это полное соответствие убеждений и поступков социальному давлению.

Конформизм как результат группового давления изучался такими социальными психологами, как Шериф и Аш. Однако для понимания влияния лидера (авторитета) на группу нам более важен анализ исследований Стэнли Милграма.

Эксперименты Милграма в лаборатории Йельского университета (вторая половина ХХ века) должны были выяснить, что будет, если авторитетные приказания разойдутся с призывами о совести.

Сценарий Милграма выглядел следующим образом: два человека приходят в психологическую лабораторию, чтобы принять участие в исследовании процесса обучения и памяти. Экспериментатор объясняет, что испытывают новаторские исследования эффекта наказания при обучении. Для эксперимента требуется, чтобы один из испытуемых обучил другого списку пар слов и наказывал за ошибки, нанося удары электрическим током возрастающей интенсивности. Чтобы распределить роли, они тянут жребий.

Один из участников – потенциальный «ученик» - всегда подсадная утка. «Учителю» - настоящему добровольцу, пожелавшему участвовать в эксперименте, дают для примера несильный удар током, а затем он видит, как экспериментатор привязывает «ученика» к креслу и закрепляет электрод у него на запястье. Позже этого «ученика» изолируют, а «учитель» занимает свое место рядом с «генератором тока» с переключателем в диапазоне от 15 до 450 вольт, (диапазоны - «слабый удар», «очень чувствительный удар», «опасно: мощнейший удар» и т.д. экспериментатор приказывает «учителю» «переключать генератор на одну ступеньку выше», если ученик дает неверный ответ).

Если испытуемый уступает требованиям экспериментатора, он слышит, как «ученик» стонет (75-105 вольт), кричит (120 вольт), а при 150 вольтах требует прекратить эксперимент. Однако 63% «учителей» - участников эксперимента (25 мужчин из 40) под влиянием авторитета экспериментатора дошли до опасной отметки в 450 вольт.

Стэнли Милграм рассказывал историю, согласно которой двое пришли на прием к чиновнику, который заявил, что казнит их. Один посетитель ушел, а второй призывал чиновника к гуманности и, в конце концов, уговорил его на самую гуманную казнь над собой.

В своих экспериментах Милграм рассчитывал, что найдется немало тех, кто поступает как первый посетитель чиновника: в ситуации давления не соглашается и выходит из ситуации. Это было важно для того, чтобы понять, чем руководствуются люди в ситуации реального влияния и давления авторитета, во многом эти исследования были навеяны психологическим анализом различных феноменов второй мировой войны.

Но во всех экспериментах на подчинение испытуемые продемонстрировали высокую степень готовности подчиниться авторитетному лицу. Число послушных превзошло все ожидания экспериментаторов. С. Милграм пишет: «Холокост оставил след и в моей душе, и именно это обстоятельство обусловило мой интерес к феномену подчинения и стало отправной точкой для разработки конкретных форм его изучения» (М., с 129). Проводя свои эксперименты в Америке, С. Милграм пытался ответить на вопрос: только ли в Германии с ее стремлением к порядку и послушанию, возможен Холокост и другие формы геноцида. Его эксперименты показали, что подчинение не зависит существенно от этнокультурного фактора.

Каковы пределы подчинения авторитету? При самых жестких условиях 25% участников проявили полное подчинение воле экспериментатора. С. Милграм подчеркивает: «То, что я наблюдал в лаборатории, не может не тревожить меня. Эти наблюдения заставляют думать, что человеческая натура, или вернее, тип характера, воспитанный в американском демократическом обществе, не служит надежной гарантией против жестокого бесчеловечного обращения, которому одни граждане могут подвергнуть других по указанию властей. Многие люди делают то, что им указывают, не особенно задумываясь о содержании диктуемых действий и не терзаясь угрызениями совести, если эти указания исходят от человека, который принимается как представитель законной власти».

Эксперименты С. Милграма ставят, на наш взгляд, две важнейшие проблемы в психологии лидерства:

- ответственность лидера за свою направляющую деятельность, за свое влияние;

- ответственность каждого за осознание и меру подчинения лидеру.