Социологема современного Левиафана

Ортега-и-Гассет резко критиковал западное «массо­вое общество» и порождаемый им тип «человека-мас­сы», призывал к отказу от рационалистического стиля мировосприятия, к возврату к внерацианальным фор­мам и способам ориентации в мире. Он возлагал вину за большинство бед современного общества на процессы де­мократизации и считал, что избежать их можно лишь путем возрождения аристократии. В его работах присут­ствует уверенность в том, что для современной цивили­зации наибольшую опасность представляет фактор пере­развития государственного начала. В XX в. государствен­ные машины, научившиеся максимально эффективно использовать все имеющиеся в их распоряжении сред­ства, растаптывают при помощи идеологического и по­лицейского насилия ростки гражданского общества. Стре­мясь вмешиваться во все виды общественной жизнедея­тельности, они этим живут, питаются и движутся вперед. Но эта тенденция в случае своего дальнейшего усиления неизбежно повлечет за собой самые печальные результа­ты, поскольку государство своими грубыми вмешатель­ствами будет давить и глушить все непосредственные, свежие, творческие порывы, станет уничтожать малей­шую возможность произрастания новых, перспективных идей. В итоге все может придти к тому, что общество будет жить для государства, а человек — для государ­ственной машины. Но этим историческая драма не за-

•272*


вершится: когда современный Левиафан высосет из об­щества и граждан все соки, то он сам начнет постепенно чахнуть, стариться, чтобы в конце концов бесславно умереть, оставив после себя деградировавшую культу­ру, разваленную экономику, обессиленное правосудие и неимоверный разгул преступности.

, 1 Т. ПАРСОНС: МЕТОДОЛОГИЯ