Вцентре концепции Парсонса — феномен человеческого действия, под которым он понимал внутренне мотивированное, ориентированное на внешнюю цель и подчиняющееся нормативным регуляторам социальное поведение. Каждое действие имеет свою внутреннюю структуру, состоит из ряда элементов и, вместе с тем, представляет социальную целостность по отношению
• 273 •
к внешней социальной среде. Действие не только погружено в ситуацию, но и устремлено в перспективу. Оно подчиняется не только биофизическим потребностям человеческого организма, но и ценностным ориентациям человека как личности. Действия человека, как правило, не хаотичны, не сумбурны, а направлены, организованы, оформлены воздействием внутренних и внешних социальных факторов. Три системы —• личностная, культурная и социальная — участвуют в этом оформлении. Ценностная ориентированность человеческих действий определяется необходимостью ориентироваться в проблемных пространствах альтернативных факторов и состояний. Парсонс обозначил несколько разновидностей таких ключевых альтернатив:
1) аффективность — нейтральность (подчиниться ес
тественному порыву или устоять перед соблазном);
2) эгоизм — коллективизм (преследовать только свои
личные интересы или ориентироваться на интересы общ
ности);
3) универсализм — партикуляризм (соотносить свои
действия с общечеловеческими нормами или настаивать
на своем праве уклонения от общих стандартов);
4) достигнутое — приписываемое (исходить из реаль
ных результатов или допускать мифотворчество по от
ношению к ним);
5) специфичность — диффузность (сосредоточиться на
главном или допускать рассеивание своего внимания,
энергии, сил).
В каждом конкретном виде действий человек вынужден выбирать между всеми этими возможностями, что предполагает значительные морально-психологические нагрузки, испытания его ума, воли, характера, нравственных качеств.
Элементарной формой, при помощи которой действия людей вписываются в социальную систему, являются социальные роли, каждая из которых предполагает соответствие действий определенным социальным ожиданиям, общепринятым нормативным и ценностным стереотипам. При посредстве роли индивид интегрируется в структуру того или иного социального института и всей социальной системы в целом.
•274*