Принцип эмпиризма

Для того чтобы социологическая картина исследуе­мой реальности была достаточно полной, необходимо располагать информацией о множестве конкретных фак­тов. Среди социологов всегда находится достаточно боль­шое количество представителей их профессионального цеха, считающих, что именно работа с конкретными социальными фактами является их главной задачей, а статистические выкладки представляются им верши­ной социологической мудрости. Как бы то ни было, социология располагает достаточно эффективным ин­струментарием для анализа фактов реальной социаль­ной жизни. В ее распоряжении имеются разнообразные методы и методики эмпирических исследований. С их помощью осуществляются сбор и обработка первичной информации, добывается такая информация о деятель­ности правовой системы, которую сами юристы с их традиционными аналитическими средствами добыть не в состоянии.

Достоинством эмпирической социологии является ее способность получать объективную информацию о со­стоянии дел в социальной сфере, предоставлять ее в рас­поряжение не только государственных институтов, но и гражданского общества. А это помогает контролировать деятельность различных сфер социальной системы и свое­временно принимать меры по ее совершенствованию. Объективность и беспристрастность получаемой инфор­мации являются ее важными свойствами.

Когда некая реалия недосягаема для непосредствен­ного эмпирического изучения (например, исчезла из на­стоящего и осталась в историческом прошлом), но от нее остались некие единичные тексты, письменные доку­менты, то для социолога они могут служить источником информации. Документы в качестве артефактов свиде­тельствуют о действительных, некогда существовавших, первичных фактах жизни общества и личности.

Для сбора информации из области исторической со­циологии определенный интерес может представлять фольклор — древние мифы, народные сказки, легенды, а также различные этнографические данные. Социоло­ги, наделенные художественным чутьем, могут успешно

27 •


 

работать с литературными произведениями как источ­никами социально-исторической информации. Так, французские социологи склонны считать, что доброт­ный материал по социологии собственности присутствует в романах «Человеческой комедии» О. Бальзака, а по социологии семьи — в многотомной эпопее Э. Золя «Ру-гон-Маккары».

Для подтверждения гипотез и опровержения проти­воречащих им предположений социологи могут моде­лировать необходимые им социальные коллизии — ре­ально-ситуационно или в воображении. Сферой разно­образных мысленных экспериментов можно считать талантливые драмы, романы, новеллы, созданные выдаю­щимися художниками слова, в которых исследуются разные аспекты социальных отношений, сложные струк­туры индивидуального сознания.

В этом же предметно-проблемном ареале пребывают вопросы, связанные с использованием биографического метода, позволяющего: а) собирать необходимую инфор­мацию психологического, социологического, морально-правового характера; 2) формулировать гипотезы, касаю­щиеся особенностей отношения конкретной личности или определенной категории индивидов к тем или иным со­циальным явлениям и процессам; в) строить предполо­жения о характере сознания, особенностях социального поведения лиц, интересующих исследователей.

Активное использование биографического метода на­чалось в первые десятилетия XX в. Оно связано с выхо­дом работ У. Хили «Преступник» (1915), «Душевные конфликты и неправильное поведение» (1917), 3. Фрей­да «Достоевский и отцеубийство» (1928). Многие запад­ные исследователи, в том числе Ф. Знанецкий, Ч. Кули, Г. Д. Лассуэлл, Д. Г. Мид, У. А. Томас, обращались к изучению личных документов, писем, дневников с це­лью приобретения достоверных сведений о мотивах со­циального поведения интересующих их людей. Эмпири­ческие данные биографического характера позволяют реконструировать сложнейшие мотивационные колли­зии внутренней жизни индивидов, оказавшихся в экст­раординарных условиях ситуаций самоубийства, совер­шения преступления, тюремного заключения и т. д.


 

 

СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Социология представляет собой совокупность взаи­мосвязанных проблемных сфер, взаимопроникающих друг в друга и, вместе с тем, сохраняющих относитель­ную самостоятельность. У каждого проблемного комп­лекса имеется свой круг искомых смыслов и соотнося­щихся с ними познавательных задач. Одновременно структура социологического знания иерархична, имеет вертикально ориентированное, трехъярусное строение.

На высшем уровне располагается метасоциология, сосредоточившая в себе знания об общих, фундамен­тальных принципах существования социума и его нор­мативно-ценностных структур. Метасоциологические идеи и принципы выполняют методологическую функ­цию, ориентируют, направляют социологическую мысль, создают исходные теоретические предпосылки для ус­пешного исследования конкретных проблемных сфер социальной реальности.

На среднем уровне располагается теоретическая со­циология, исследующая социодинамику функциониро­вания социальных институтов в контексте обществен­ной системы.

На самом нижнем уровне находится сфера эмпири­ческой социологии, которая ориентирована на то, чтобы собирать факты, наблюдать, опрашивать, проводить ан­кетирования, производить различные социальные заме­ры и т. д. Отдельные факты социальной жизни, взятые сами по себе, эфемерны и скоротечны. Обнаружив себя, заявив о себе, они тут же растворяются и исчезают в потоках новых событий к часто не оставляют после себя явных следов в общественном сознании. Но социология удерживает их от немедленного исчезновения. Будучи зафиксированы теоретическим сознанием, они привлека­ются к участию в построении гипотез и концепций, объяс­няющих суть того, что происходит с социальным миром.

Все три уровня социологического знания обнаружи­вают отношения взаимозависимости и соподчиненности, выступая как единый познавательный комплекс.

Отдельное место в системе социологических знаний занимает историческая социология, задача которой


заключается в том, чтобы актуализировать, предоста­вить в распоряжение современных исследователей тео­ретический опыт, накопленный поколениями аналити­ков за многовековую историю развития социогумани-тарной мысли.

Структуру социологии можно изобразить и несколь­ко иначе, разграничив внутри нее макросоциологичес-кий и микросоциологический уровни. Так, основной предмет макросоциологии составляют развитие и функ­ционирование локальных цивилизаций на протяжении достаточно продолжительных исторических периодов.

Предметом микросоциологии являются непосред­ственные отношения между социальными субъектами внутри конкретных социальных общностей. Но, незави­симо от того, каким образом структурируется система социологических знаний, в любом случае она остается открытой, динамичной системой, способной к развитию и обогащению своего содержания.

ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Одна из основных задач, которую призвана решать социология, состоит в демонстрации того, что дает чело­веку и обществу социологическое видение и понимание социальной реальности, каковы возможности и преиму­щества этого видения. Социология обладает рядом функ­ций, которые указывают, для чего необходима эта научно-теоретическая дисциплина, чем она полезна и какие за­дачи способна решать.

1. Дескриптивная (социографическая) функция со­стоит в том, чтобы описывать интересующие социологов социальные явления, давать их всестороннее теорети­ческое изображение с максимально возможной полно­той признаков. Различные формы сущего здесь предста­ют во всей их естественной противоречивости, без ка­кой-либо идеологической ретуши и морализирующих сентенций. Социолог при этом не должен напоминать дикаря, который, по словам этнографа Тэйлора, «видит то, во что верит, и верит в то, что видит». Его профессио­нальный долг в честном и непредвзятом изображении социальных феноменов, позволяющем увидеть за внеш-