ОТКРЫТОГО И ЗАКРЫТОГО ОБЩЕСТВА

Карл Раймунд Поппер (1902-1994)— английский философ, социолог. Преподавал в учебных заведениях Австрии, Новой Зеландии, Великобритании. Был про­фессором Лондонской школы экономики и политичес­ких наук. Начинал научную карьеру как позитивист, но позднее перешел на антипозитивистские позиции.

Основные труды: «Логика научного исследования» (1935); «Нищета историцизма» (1945); «Объективное знание. Эволюционный подход» (1972); «Автобиография (Поиску нет конца)» (1974); «Ответ моим критикам» (1974); «Реализм и цель науки» (1983). Философско-правовые воззрения изложил в работе «Открытое обще­ство и его враги» (1945).

Поппер принял сформулированную А. Бергсоном ан­титезу открытого и закрытого общества. Для него от­крытое общество — культурно-историческая целостность, вбирающая в себя политические, юридические и этичес­кие определения. Ее можно было бы разложить на две основные составляющие — правовое государство и граж­данское общество, но Поппер предпочел пользоваться единым, всеобъемлющим понятием открытого общества, выявляя его свойства и преимущества на фоне закрыто­го, тоталитарного социума.

Тоталитарное общество отличается тем, что в нем господствует запретительное начало, которому сопутству­ет вера в правомочность существующих запретов и при­вычка масс существовать в ограниченном пространстве духовной и социальной несвободы, не чувствуя неудобств от повсеместных ограничений.

Индивидуальное и массовое сознание открытого об­щества не верит в магическую силу каких-либо запре­тов. Оно критически относится к ним и ко всему суще­му. Его социальные качества — это первостепенное при­знание естественного права человека на свободу, практика согласования интересов правящих верхов и демократи­ческих низов, господство закона, согласующегося с тре­бованиями разума.

Все это позволяет социуму выступать в виде открытой системы, осуществляющей избирательные предпочтения


с помощью рациональных критериев и с готовностью принимающей в себя все, что несет с собой завтрашний день. За счет открытости общество обретает способность к динамичному саморазвитию в позитивном, рациональ­ном направлении.