О. РАНК: ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ НЕВРОЗОВ

Отто Ранк (1884—1939) — австро-американский пси­холог, социолог, доктор философии. Был учеником и пос­ледователем Фрейда, секретарем его психоаналитическо­го кружка, редактором психоаналитического журнала «Имаго», директором международного психоаналитичес­кого издательства в Вене, основателем и директором Вен­ского института психоанализа. В 1926-1935 гг. работал в Париже. С 1936 г. преподавал в университетах США.

Основные работы: «Художник» (1907); «Инцестуаль-ные мотивы в поэзии и саге» (1912); «Значение психо­анализа в науках о духе» (1913); «Травма рождения» (1924); «Психология души» (1931); «Искусство и худож­ник» (1932); «Истина и реальность» (1936); «Волевая терапия» (1936); «За пределами психологии» (1941) и др.

Проблема инцеста

Центральное место в исследовательской деятельнос­ти Ранка занимала тема инцестуозных мотивов, пред­ставленных на различных уровнях человеческой психи­ки и в разных формах культуры. Он считал, что основ­ным источником различных фОрм психологического дискомфорта, тревожности, неврозов выступает так на­зываемая «травма рождения», которую неизбежно по­лучает всякий человек а момент своего появления на свет из материнского чрева. Разрыв с природой мучите­лен и оставляет глубокий СЛед в психике ребенка в форме перманентного чувства страха перед распахнувшимся не­известным миром, полныдя неведомых опасностей. Испы­танный при рождении страх становится основанием вос­приятия всех будущих социальных проблем как источ­ников опасности. На протяжении всей последующей жизни человека будет сопровождать бессознательное желание вернуться в покинутый рай блаженно-беззаботного внут­риутробного состояния. Даже сексуальное влечение муж-

• 278'


чины Ранк трактовал как инцестуозное желание пусть хотя бы частично и на короткое время посетить покину­тое им женское чрево, где он сам пребывал до момента рождения и где ему было уютно и спокойно.

Социальные последствия «травмы рождения»

В целом же у человека в его отношении к жизни возникает некая двойственность в виде внутреннего кон­фликта между двумя блоками бессознательных воспоми­наний, связанных с внутриутробным раем и мучитель­ным ужасом рождения. В различных формах культуры эти воспоминания сублимируются, наполняя сходными сюжетами мифологию, поэзию, живопись. Память об изначальном разрыве биологических связей приобрета­ет в сознании взрослого, социализированного индивида различные формы сложных, зачастую трагических пе­реживаний чувств отчужденности, одиночества, поки­нутости. Это плата личности за обретенную ею свободу. Единственное, что может сгладить драматизм ситуа­ции, — это найденный человеком способ перевода своей свободы в высокий регистр социального, интеллекту­ального, художественного творчества.