Экзистенциальная социология присутствия «я» в мире

Для Ясперса бытие выступает в трех видах — как пред­метность, экзистенция и трансценденция. Человек, обладая необъективируемой «самостью» или экзистенцией, пред­ставляет собой уникальную целостность, чьей сущностью является свобода. Перед лицом социальной нормативнос­ти, стандартизирующей индивидуальное поведение, лич­ности крайне трудно уберечь свою «самость» от унифици­рующих воздействий и оставаться свободной. И все же ее высший долг заключается в том, чтобы сохранять вер­ность самой себе и быть готовой восстать против любых форм нормативности, если они угрожают ее экзистенции. Это означает способность к выбору, бесстрашие перед не­известностью, готовность к любым последствиям. За все совершаемое, за результаты своего свободного выбора че­ловек несет ответственность только перед своим «я».

Кроме практической формы свободы, существует дру­гая, имеющая преимущественно духовный характер. В кри­тические моменты жизни, когда ее драматизм достигает предела, у человека открываются глаза и действитель­ность предстает в ином свете. Болезнь, страдания, угроза смерти, переживания чувств страха, вины позволяют ос­вободиться от ценностно-нормативных стереотипов сует­ной повседневности и ощутить внутреннюю свободу и свою причастность к абсолютам трансцендентной реальности. И хотя их истинная суть человеку не открывается, но устремленность к ним позволяет ему возвыситься над ба­нальностью обезличенных поведенческих штампов.

Концепция «осевого времени»

Широкую известность обрел разработанный Яспер-сом концепт «осевого времени». Он ввел его для обозна­чения исторического периода с VIII по II вв. до н. э. как наиболее важного, по его мнению, для развития миро­вой цивилизации.