ДВЕ ЭПОХИ В РАЗВИТИИ СОЦИОЛОГИИ

ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ

СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ

КАК «ДРАМА ИДЕЙ»

С

тановление и эволюция западной социологии не­посредственно связаны с общей динамикой изме­нений социальной реальности и ее цивилизаци-онного контекста. Социальная мысль, двигаясь «по стопам» развивающейся европейской цивилизации, стремилась в своих концептуальных построениях, объяс­нительных теоретических моделях раскрывать смыслы и суть происходящего в обществе. Ее развитие соверша­лось волнообразно, с чередованием подъемов и спадов. Так, в античном мире социально-философская рефлек­сия, заявив о себе поначалу в виде отдельных суждений софистов и киников, обретает вид полномасштабных концепций в фундаментальных сочинениях Платона и Аристотеля. После этого ее активность начинает посте­пенно угасать.

Познавательное отношение теоретического сознания к социальной реальности, имеющее вид накопления фак­тов и идей, может быть рассмотрено как приобретение все более адекватных представлений о ценностях, по­требностях, интересах, которыми руководствуются люди в практике социальных отношений.

В социальных идеях и учениях воплотилась конст­руктивная роль общественного сознания по упорядоче­нию и логическому оформлению стихийного социально­го опыта в концептуальные, внутренне организованные целостности теоретических построений.


Социальная реальность логически реконструирова­лась в них средствами теоретической рефлексии. Исто­рическое накопление мыслительного материала, рас­ширение арсенала идей, развитие категориального ап­парата позволяло с течением времени осуществлять все более глубокий философский анализ социальных про­блем.

Социальная мысль, несмотря на периодические зату­хания своей поисковой активности, постепенно приоб­ретала опыт и силу, глубину и основательность сужде­ний. Этот процесс совершался, как правило, не посред­ством монологов мыслителей-одиночек; чаще всего это были диалоги и даже «триалоги» и «полилоги» исследо­вателей с их идейными контрагентами, с авторитетами прошлого и настоящего. При этом сталкивались различ­ные подходы к одним и тем же проблемам, соперничали непохожие друг на друга методы, конкурировали систе­мы аргументации, состязались мировоззренческие и нрав­ственные принципы, индивидуальные интересы и при­страстия.

Л. Толстой высказал в своей «Исповеди» мысль о том, что когда обращаешься к наукам, которые пыта­ются давать ответы на вопросы, связанные с наиболее сложными проблемами бытия человека в социальном мире, то встречаешь «беспрестанные противоречия од­ного мыслителя с другими и даже с самим собою». Это весьма характерно для истории социальной мысли, ко­торую можно рассматривать не только как историю социологических идей, но и как историю социологиче­ских проблем.

Внутри внешне плавной динамики исторического развития социальной мысли и социальных учений об­наруживаются резкие контрасты и поляризации, глу­бокие расхождения позиций, которые превращают весь исторический процесс в многоактную интеллектуаль­ную драму погони человеческого разума за ускользаю­щей истиной. Таким образом, предложенное А. Эйнш­тейном определение истории науки как «драмы идей» в полной мере может быть отнесено к истории соци­альной мысли в целом и социологической теории в частности.


 


•34'