Карл Густав Юнг (1875-1961)— швейцарский психолог, социолог, культуролог. Он начинал как психиатр в клинике Цюриха, затем был профессором университетов Цюриха, Базеля. Испытал влияние учения 3. Фрейда, стал президентом Международного психоаналитического общества. В 1920-1930 гг. отошел от классического фрейдизма и принципов пансексуализма. Подобно Аристотелю, ставшему из ученика Платона его оппонентом, Юнг оказался в таком же положении по отношению
• 293 •
к Фрейду, создав собственное направление, названное им «аналитической», «глубинной» психологией и имеющее большое значение для исследования бессознательных оснований нормативной и, в частности, морально-правовой регуляции социального поведения индивидов и масс. Юнг увлекался китайской и индийской религией и философией, совершал экспедиции в Африку, где изучал обычаи и нравы племен, ведущих первобытный образ жизни. Основные сочинения: «Метаморфозы и символы либидо» (1912); «Трансцендентная функция» (1916); «Об энергетике души» (1928); «Проблемы души в наше время» (1931); «Действительность души» (1934); «Психология и религия» (1940); «О психологии бессознательного» (1943); «Психология и алхимия», «Психология и воспитание» (1944); «Символика духа» (1948); «Символы трансформации», «Ответ Иову» (1952); «Окорнях сознания» (1954); «Современный миф» (1958); «Подход к бессознательному» (1961) и др.
Коллективное бессознательное
Понятие коллективного бессознательного, занимающее главное место в теории Юнга, означает сверхличную память рода, коллективную душу, являющуюся продуктом психической наследственности, свидетельством исторически-генетической преемственности поколений, связывающим современного человека с его предками. Коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует нечто вроде общей, единой корневой системы, питающей психическую, духовную жизнь индивидов. Его бесконечно богатое содержание лишь частично зафиксировано мифами, религиозными преданиями, искусством древних и современных народов. Регулятивные начала, содержащиеся на уровне коллективного бессознательного, предопределяли особенности возникавших на их основе норм нравственности, обычного и естественного права. Несмотря на то, что современное право, как унифицированная знаковая система с однозначными требованиями к индивиду, и архаичный миф далеко не всегда пересекаются своими нормативными предписаниями и смысловыми сюжетами, у них можно обнаружить общую генетическую платформу — коллективное бессознательное.
•294*