Проблема мотивации

Концепция Юнга предлагает более сложную, чем у Фрейда, картину мотивационных процессов, протекаю­щих внутри индивидуальной психики. Если у Фрейда происходит смешение, взаимодействие и противоборство трех типов мотивов, исходящих от «Id», «Ego» и «Super-Ego», то у Юнга мотивационные инициативы исходят от множества различных архетипов. Сталкиваясь между собой, противореча друг другу, они порождают чрезвы­чайно сложную и драматическую картину психической жизни человека.

Нормативное сознание современных людей пребывает в различной степени зависимости от коллективного бессоз­нательного. На нижнем уровне пребывают те, кто живет преимущественно в дорефлексивном состоянии, мало чем отличающемся от первобытной бессознательности. Выше стоят индивиды, чья психическая жизнь соответствует кри­териям начального этапа развития мировой цивилизации. Еще выше находятся те, чье сознание соответствует совре­менным критериям цивилизованности и культуры.

Индивидуальные «я» людей существуют как бы меж­ду двумя огромными сферами: с одной стороны — внеш­ний нормативный мир современной цивилизации, а с другой — императивы коллективного бессознательно­го. Человеческое «я» воспринимает идущие от них тре­бования и вынуждено постоянно отыскивать способы согласования возникающих между ними противоречий. Архетипы обозначают векторы требующихся от челове­ка духовно-практических усилий и тем самым либо по­могают, либо мешают индивиду адаптироваться к внеш­ней социальной реальности.

• 297 •