Архетипы и социальное поведение

В содержании ряда архетипов присутствуют бессозна­тельные предпосылки и для нормативного поведения, ко­торые служат чем-то вроде исходных первопринципов дол­женствования, базовых факторов порядка. К ним отно­сятся представления о центрированности, иерархичности и равновесности сущего. Отдельные архетипы проявляют себя как бессознательные потребности, побуждающие лю­дей к различным формам трансгрессивного поведения, в том числе к созидательной деятельности в области жизне-творчества, смыслотворчества и даже нормотворчества, вводящего трансгрессию в пределы представлений о долж­ных формах порядка.

Архетипам хаоса, порядка и гармонии подчинено все существование людей, включающее три базовых модели социального взаимодействия: 1) война всех против всех (хаос); 2) равновесные отношения либо спокойного нейт­ралитета, либо делового сотрудничества всех со всеми (порядок); 3) отношения солидарности и согласия всех со всеми (гармония).

Архетипы, будучи разомкнуты своим глубинным со­держанием в смысловую беспредельность, нашли свое воплощение в религиозном, художественном, нравствен­ном и правовом сознании. Так, глубинная, бессознатель­ная потребность в чуде породила религию и искусство. Могучее тяготение к тайне способствовало возникнове­нию метафизики и науки. Потребность в авторитете при­вела к становлению систем морали и права. В обычном и естественном праве присутствует множество компонен­тов, которые позволяют говорить о том, что целый ряд их форм — это в значительной степени продукт коллек­тивного бессознательного, проявление архетипов, ори­ентированных на продвижение от хаоса к порядку.

Э. ФРОММ: