Страсти и социальное поведение

Будучи интегрированы в устойчивую структуру лич­ности, страсти могут быть либо рациональными, либо иррациональными. Рациональные страсти, такие, как, например, любовь к другому человеку, к живым суще­ствам, усиливают ощущение радости и полноты жизни, придают ей смысл. Иррациональные страсти — нена­висть, жадность, ревность, зависть, тщеславие — вно­сят в человеческое существование драматический эле­мент и являются скорее жизнеразрушающим, чем жиз-нетворящим фактором. Те и другие придают жизни заинтересованный характер, насыщают ее то восторга­ми, то страхами, питают мечты и сновидения, обогаща­ют сюжетами мифы, поэзию, романы, пьесы. Не желая существовать подобно вещи, растению или автоматичес­кому механизму, человек преодолевает при помощи стра­стей банальность своего существования, придает своей жизни остроту и смысл. Одной из ведущих страстей Фромм считает наклонность человека к деструктивному поведению, полагая, что многим людям свойственно вре­мя от времени искать возможности и поводы для раз­рядки деструктивной энергии, накопившейся в глуби­нах психики.