Основные коллизии «драмы социологических идей» могут быть рассмотрены в контекстах действия двух ведущих социокультурных парадигм1 — классики и модерна. Как рациональные методологические модели высокой степени обобщенности, обладающие императивной силой для исследователей, эти парадигмы предписывали или продолжают предписывать разработку конкретных проблем социальной теории в русле определенных исходных мировоззренческих и познавательных принципов.
Функциональное своеобразие парадигм заключается в их способности к параллельному сосуществованию в социокультурном времени-пространстве с попеременным доминированием какой-либо одной из них. Так, социокультурная триада парадигм классики, модерна и постмодерна подчинена историческому ритму маятниковых колебаний. Если первые две парадигмы обозначить двумя крайними точками, то между ними обнаруживается амплитуда колебаний исторического маятника. Эта амплитуда, если ее брать в тот момент, когда маятник двигался от «пункта» классики к «пункту» модерна, служит графическим обозначением маргинальной стилевой формы, обозначаемой понятием протомодерна. Когда же маятник устремился в противоположном направлении от модерна к классике (неоклассике), то он оказался в социокультурном пространстве постмодерна.
Каждая парадигма обладает свойством доводить до логического конца все имеющиеся в ее распоряжении творческие ресурсы и потенциалы. Так, классика довела до конечного пункта логику нормативности, пафос дисциплинарности. Модерн выявил все доступные созерцанию и пониманию творческие резервы анорматив-ности.
1 Парадигма (греч. paradeigma — образец, пример) — система мировоззренческих, методологических, нормативно-ценностных установок, предписывающих теоретическому сознанию решать научные проблемы строго определенным образом.
Некогда, на исходе средневековья Фома Аквинский создал трактат «Сумма теологии», в котором попытался дать завершающую, «суммарную» формулу социокультурного, духовного опыта, накопленного европейской христианской цивилизацией за предыдущее тысячелетие. Аналогичным образом на историческом излете эпохи классики должны были появиться подобные «Суммы». И они действительно возникли. Самым характерным оказалось то, что их возникновение имело авторскую мотивацию именно такого же рода, как и в «Сумме теологии» Аквината. В философии XIX в. на роль подобной «суммы» могла бы претендовать грандиозная гегелевская система. В европейской литературе — это масштабные эпопеи Бальзака и Золя. В русской литературе — это начатый, но не завершенный Достоевским проект многотомного сверхромана «Житие великого грешника» и т. д.
ПАРАДИГМА КЛАССИКИ.
ОСОБЕННОСТИ
КЛАССИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ
Обозначим наиболее характерные особенности классической эпохи, ее цивилизации и культуры, имеющие определяющее влияние на формирование методологического инструментария социальных исследований.
Парадигма классики:
1) совпала в своем развэртывании и в логике самооб
наружения своих духовных возможностей с историей
доиндустриального общества и длилась в Европе, начи
ная с «осевого времени» (VIII—II вв. до н. э.) до середи
ны XIX в.;
2) не культивировала тоталитарных форм социаль
ности, относилась к ним как к чему-то экзотическому в
теории (жанр утопии) и эпизодическому, периферий
ному в политической практике (например, империя
инков);
3) имела разработанную, дифференцированную, по
лиморфную систему устойчивых стилевых качеств и при
знаков, отчетливо обозначившихся в содержании ряда