Некрофильский характер

Особое внимание Фромм уделил такому проявлению деструктивных наклонностей как некрофилия. Под ней он понимал влечение человека к мертвой материи, жаж­ду разрушения ради разрушения, страстное желание пре­вращать живое в неживое, насильственно прерывая жи­вые связи. Отличительная особенность некрофильского характера — убежденность в том, что насилие — самый подходящий случай для разрешения абсолютного боль­шинства проблем и конфликтов.

Целиком некрофильские характеры встречаются срав­нительно редко и представляют собой сугубо патологи­ческие явления. Чаще всего бывают случаи смешения биофильских и некрофильских наклонностей с домини­рованием последних. Именно к таким случаям примени­ма дефиниция «некрофильская личность». Возможность определяющих воздействий некрофильских наклоннос­тей на психику и поведение индивида зависит от целого ряда психологических и социокультурных факторов. Сре­ди них Фромм называл наличие определенных социальных обстоятельств, способных стимулировать некрофильскую ориентацию, в том числе событий частной жизни, кото­рые могут либо погасить некрофильские импульсы еще в зародыше, либо же, напротив, стимулировать их гиперт­рофию. Он писал: «Вряд ли нужно особо напоминать, что патологически некрофильские личности представляют серьезную опасность для окружающих. Это человеконе­навистники, расисты, поджигатели войны, убийцы, по­трошители и т. д. И они опасны, не только занимая по-

302'


сты политических лидеров, но и как потенциальная ко­горта будущих диктаторов. Из их рядов выходят палачи и убийцы, террористы и заплечных дел мастера. Без них не могла бы возникнуть ни одна террористическая систе­ма. Однако и менее ярко выраженные некрофилы также играют свою роль в политике. Возможно, они не относят­ся к главным адептам террористического режима, но они обязательно выступают за его сохранение, даже когда они не в большинстве (обычно они и не составляют большинства, все же они достаточно сильны, чтобы прий­ти к власти и ее удерживать)» (Фромм Э. Анатомия чело­веческой деструктивности. М., 1994. С. 318).

Внутренний запрет на насилие

Согласно Фромму, в человеческом существе присут­ствует внутренний запрет на насилие и убийство, чему имеется множество свидетельств и доказательств. Так, люди способны привязываться к животным, в результате чего между человеком и животным возникает некое подо­бие личной связи, так что впоследствии этот человек зача­стую не может убить и употребить в пищу домашнее жи­вотное, к которому успел привязаться. У людей нередко возникает чувство вины из-за того, что они приняли уча­стие в разрушении, уничтожении чьей-либо жизни. Это происходит из-за того, что любое убийство нарушает це­лостность мирового единства всего живого. Не случайно в индуизме издревле главной заповедью считается запрет на убийство живых существ. Внутренний запрет на убий­ство восходит, во-первых, к чувству общности человека со всем живым, а во-вторых, к его ощущению глубинных связей с другими людьми, к способности испытывать со­чувствие к ним. Прямым доказательством существования такого запрета являются угрызения и муки совести.

М. ФУКО:

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОСТРАНСТВА

Мишель Фуко (1926-1984) — французский социолог, историк, философ, криминолог. Преподавал в университе­тах Франции, Германии, Польши. В 1971 г. во Франции по его инициативе была создана «Группа информации


о тюрьмах», в чью задачу входило изучение условий со­держания заключенных и информирование обществен­ности о состоянии пенитенциарной системы. Работа в этой группе позволила Фуко создать объемное исследо­вание «Надзирать и карать: рождение тюрьмы» (1975), основные положения которого явились развитием его концепции отношений между властью и насилием, пре­ступлением и наказанием.

Основные сочинения: «Безумие и неразумие. Исто­рия безумия в классический век» (1961);«Слова и вещи: археология гуманитарных наук» (1966); «Археология знания» (1969); «История сексуальности. Воля к зна­нию» (1976);«История сексуальности. Пользование на­слаждениями» (1984)и др.