П. БУРДЬЕ: ИСТОЧНИКИ СИМВОЛИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Пьер Бурдье (р. 1930) — французский социолог. Окон­чил Высшую педагогическую школу в Париже. Препо­давал философию, возглавлял Центр европейской социо­логии, издавал журнал «Ученые труды в социальных науках». Действительный член Французской академии.

Основные труды: «К социологии символических форм» (1970); «Политическая онтология Мартина Хайдеггера» (1976); «Практический смысл» (1980); «Homo academicus» (1984); «Правила искусства» (1993).

П. Бурдье ввел в современную социальную теорию понятие символического насилия, которое он рассмат­ривает и квалифицирует как неизбежный атрибут вся­кой власти. Государственные властные структуры со­храняют и укрепляют свои кратические полномочия как с помощью осуществляемого ими непосредственно­го принуждения и прямого насилия, так и благодаря тому, что исходящие от них инициативы и акции выг­лядят в глазах граждан легитимными. Для успешного


функционирования государственной власти необходимо целенаправленно, систематически и повсеместно осуще­ствлять не столько прямое, обычное, сколько символи­ческое насилие, т. е. навязывать гражданам, внедрять в их сознание выгодную властям иерархию норм и ценно­стей, апологетически ориентированную систему значе­ний и смыслов. Эта практика, если она проводится не­уклонно на протяжении достаточно длительного време­ни, дает в результате требуемый эффект: навязываемые обществу идеи, принципы, нормы, ценности, смыслы, оценочные стереотипы приобретают для массового со­знания привычный, само собой разумеющийся, почти естественный характер. Таким образом государство ук­репляет нужную властям модель отношений господства-подчинения.

Символическое насилие предполагает такое состоя­ние массового сознания, как «незнание». Для властей наиболее предпочтительным является бессознательное, дорефлексивное принятие людьми навязываемых им нор­мативно-ценностных стереотипов, господство упрощен­ных, неполных, искаженных, мифологизированных пред­ставлений о сущем и должном, необходимом и запрет­ном. В перманентной ситуации «незнания» люди охотно признают легитимность любой, в том числе авторитарно-полицейской, тиранической, тоталитарной власти, и не склонны препятствовать символическому насилию над их сознанием и поведением, спокойно перенося дефицит свобод и естественных прав.

Ю. ХАБЕРМАС:

СОЦИАЛЬНАЯ ЛОГИКА

МЕЖСУБЪЕКТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Юрген Хабермас (р. 1929) — немецкий социолог, со­циальный философ, представитель Франкфуртской шко­лы. Преподавал в университетах Гейдельберга, Франк-фурта-на-Майне. Основные работы: «Теория и практика» (1963); «Познание и интерес» (1963); «Техника и наука как идеология» (1968); «Движение протеста и реформа высшей школы» (1969); «К логике социальных наук» (1970); «Структурные перемены общественности» (1971); «Культура и критика», «Теория общества или социальные


технологии?», «Проблемы легитимации в условиях позд­него капитализма» (1973); «К реконструкции историче­ского материализма» (1976);«Теория коммуникативного действия» (1981);«Мораль и коммуникация» (1986);«Дис­курс современной философии» (1988)и др.