Насилие и ненасилие в межсубъектной коммуникации

Хабермас выступает с позиций традиционного гума­низма и умеренного либерализма, называя свою плат­форму «либеральным гуманизмом». Отвергая насиль­ственные формы социального воздействия политических структур на индивидуальное сознание, он обосновывает возможность и необходимость компромиссно-консенсу-альных методов. Европейская рациональность издавна утвердилась во множестве жестких стереотипов насиль­ственных социальных технологий субъект-объектного характера, преодолеть которые чрезвычайно сложно. Переориентация поведенческих стратегий должна со­стоять в отказе от ориентации только лишь на цели, а следовательно и в пересмотре традиционной коммуни­кативной модели, заставляющей видеть в других ли­цах орудия, средства для решения поставленных задач, к которым можно относиться достаточно бесцеремон­но — манипулировать ими, лгать им и т. п. Целевой прагматизм должен быть заменен субъектно-субъект-ной практикой коммуникаций-диалогов, где каждая из сторон рассматривается противоположной как самоцен­ность и где взаимопонимание переходит из разряда уто­пий в пределы досягаемости. В таком взаимодействии насилие и прочие виды имморализма, которые ранее казались неизбежными и даже необходимыми, стано­вятся невозможны.