Один из инициаторов и ведущих теоретиков евразийского движения, Николай Сергеевич Трубецкой (1890— 1938)— культуролог, языковед, социолог. Получил образование в Московском университете, где позднее, после его окончания, занимал должность приват-доцента. Преподавал в Ростове. После захвата власти большевиками и -вынужденной эмиграции стал профессором университетов Софии, Вены.
Его основные сочинения: «Европа и человечество» (1920); «Верхи и низы русской культуры (Этническая база русской культуры)» (1921); «Русская проблема» (1922); «Наследие Чингисхана. Взгляд не с Запада, а с Востока» (1925); «О туранском элементе в русской культуре» (1925); «К украинской проблеме» (1927); «Общеевразийский национализм» (1927); «Основы фонологии» (1938).
Для культурсоциологической концепции Трубецкого характерна направленность на поиск начал, которые позволяли бы народам не только сохранять свою национальную идентичность, но и позволяли бы интегрироваться в более обширные культурные сообщества. В особой степени его волновала судьба восточнославянских народов, рассредоточившихся на пространствах Евразии и вынужденных ассимилировать в своем сознании, мировоззрении, образе жизни множественность разнородных внешних социокультурных влияний.
По мнению Трубецкого, далеко не случайно именно в Евразии возник особый тип личности, который он, вслед за Л. П. Карсавиным, называл «симфонической личностью», т. е. культурным субъектом, умеющим приводить в гармоническое соответствие действия противоположных сил. Трубецкой был уверен, что этому типу, пока еще слабо представленному в настоящем, принадлежит будущее.
• 335 •
П. Н. Савицкий
Петр Николаевич Савицкий (1895—1968) — русский социолог, историк, культуролог, один из создателей концепции евразийства. Окончил Петербургский политехнический институт (1917). После октябрьского переворота эмигрировал в Европу. Преподавал в Праге на Русском юридическом факультете, затем в Берлине в Русском научном институте. С 1925 г. профессор и заведующий кафедрой экономики Русского аграрного института в Праге, затем профессор Карлова университета. В период фашистской оккупации был по распоряжению гестапо отстранен от преподавательской деятельности. В 1945 г. арестован советскими чекистами и отправлен на десятилетний срок в концлагерь. В 1956 г. после реабилитации уехал в Прагу.
Основные работы: «Миграция культуры» (1921); «Степь и оседлость» (1922); «О задачах кочевниковеде-ния» (1925); «Россия — особый географический мир» (1927); «Месторазвитие русской промышленности» (1932); «Разрушающие свою Родину» ( 1935) и др.
Савицкий развивал концепцию существования особого, соединяющего Европу и Азию материка — Евразии как самостоятельного географического мира. Россия, занимающая основную часть Евразии, рассматривалась им как самостоятельная цивилизация, обладающая своеобразными чертами, которых не было у цивилизаций Запада и Востока. Одна из определяющих причин неповторимости ее исторической судьбы, политико-правовой системы и духовно-нравственного облика состояла в особенностях того географического пространства, на просторах которого Россия раскинулась и которое играло роль системообразующего фактора. Масштабы евразийского мира требовали подходить к его изучению с методологических позиций геополитики, геоэкономики, геоэтнографии и т. д. Будущее России связано с ее огромной территорией, неисчислимыми природными ресурсами и географическими препятствиями, мешающими ей использовать океанские пути в мировой торговле. Оно связано с развитием государственно-частной экономики, сочетающей плановое государственное регулирование с частной инициативой и способной привести к появлению единого
и сравнительно автономного материкового сверххозяи-ства. Путь экономической автаркии представлялся неизбежным в условиях здравого реагирования субъектов политического управления на специфические особенности российской цивилизации. Россия, как самобытный социокультурный организм не в состоянии двинуться по пути, предписываемому стереотипами традиционного европейского политико-экономического рационализма. Ей ближе политическая метафизика динамичного равновесия материально-экономических и духовно-религиозных начал. Российская ментальность требует, чтобы право подчинялось религии, а государственность склоняла голову перед откровением. Концепция «подчиненного права» в большей мере отвечает русской духовной традиции.
Л. П. Карсавин
Лев Платонович Карсавин (1882-1952) — русский мыслитель. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1913 г. защитил магистерскую диссертацию «Очерки религиозной жизни в Италии в XII—XIII веках». В 1916 г. состоялась защита докторской диссертации «Основы средневековой религиозности в ХП-ХШ веках, преимущественно в Италии». В 1918 г. стал профессором Петроградского университета. Принимал активное участие в работе Вольной философской ассоциации. В 1922 г. был выслан властями из России. В 1926-1928 гг. жил в Париже, где активно участвовал в научно-издательской деятельности «Евразийского семинара». С 1928 г. профессор кафедры всеобщей истории Каунасского университета. В 1949 г. был арестован и отправлен в концлагерь на север республики Коми, где и умер.
Его основные сочинения: «Католичество» (1918); «Восток, Запад и русская идея» (1922); «Джиордано Бруно» (1923); «Философия истории» (1923); «О началах (Опыт христианской метафизики)» (1925); «Святые отцы и учители. Раскрытие православия в их теориях» (1926); «Церковь, личность и государство» (1927); «О личности» (1928) и др.
В контексте евразийской культурсоциологии важное место занимает концепт Карсавина, обозначенный им
• 337 •
словосочетанием «симфоническая личность». Так он называл отдельное, конкретное человеческое сообщество — семью, социальную группу, церковную общину, народ, нацию, государство, вселенскую церковь, человечество. Такое сообщество обладает характерными признаками, которые вбирают, интегрируют, фокусируют в себе множество черт, особенностей и функций тех индивидов, которые входят в него.
В «симфонической личности» множество отдельных «я» превратились в единое, соборное «мы», а общее «мы» представляет собой уникальное по свойствам, масштабное, корпоративное «сверх-я», органично контекстуали-зированное в онтологию сотворенного Богом мира. Отдельная, индивидуальная личность не только входит всеми своими определениями в формулу «симфонической личности», но и противостоит ей, обнаруживает способность вступать с ней в противоречивые отношения.
Существует иерархия «симфонических личностей», которая, если брать ее в целом, сливается во всеединую мировую личность, обладающую абсолютной полнотой бытия.
«Симфоническая личность» имеет как духовную, так и телесную структуры, которые развернуты в пространственно-временных координатах. Это хорошо видно на примере такой «симфонической личности», как церковь. Как самостоятельный субъект, она обладает единством стремлений и помыслов, владеющих ею. Входящие в ее состав индивиды в каждый конкретный исторический момент придают ее духовному облику своеобразие и неповторимость.
Н. Н. Алексеев
Николай Николаевич Алексеев (1879-1964) — русский правовед, философ, социолог права. Родился в Москве. Учился на юридическом факультете Московского университета. Проходил стажировку в университетах Германии и Франции. Был учеником П. И. Новгородце-ва. Значительное влияние на формирование его мировоззрения и научно-теоретической позиции оказали идеи естественного права, принципы неокантианства и феноменологии. В 1911 г. защитил магистерскую диссерта-