СЛАВЯНСКОГО МИРА

Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) — русский мыслитель. Родился в семье священнослужителя. Учил­ся в Орловской духовной семинарии и на юридическом факультете Московского университета. Преподавал, со­трудничал в журнале «Русская мысль», избирался де­путатом Второй Государственной думы. Был профессо­ром богословия и политэкономии в Симферопольском университете, служил протоиереем в Ялтинском собо­ре. После вынужденной эмиграции из России в 1922 г. обосновался в Париже, где стал профессором богосло­вия и деканом Православного богословского института. Его основные сочинения: «Капитализм и земледелие» (1900); «Два града. Исследование о природе обществен­ных идеалов» (1911); «Философия хозяйства» (1912); «Свет Невечерний» (1917); «Тихие думы» (1918) и др.

Мировоззрение Булгакова эволюционировало от ув­лечения социальной теорией марксизма к идеализму, а затем к православной религиозности. Эти перемены про­изошли под непосредственным воздействием философ­ских идей И. Канта, Ф. Достоевского и Вл. Соловьева. Ему была близка идея единства политики с правом, мо­ралью и религией. Он считал, что государство, отстаи­вая такое единство, способно стать оплотом справедли­вости, хранителем и проводником высших нормативно-ценностных начал человеческого существования. Если же государство не опирается на религиозно-нравствен­ные, естественно-правовые предписания, оно становится похожим на евангельского бесноватого, а картины его жизни начинают походить на то, что изобразил Достоев­ский в романе «Бесы». Это произошло с Россией в XX в., пережившей несколько революций, отвергнувшей Хри­ста, а с ним и принципы естественного права и в резуль­тате оказавшейся сотрясаемой в конвульсиях из-за бе­сов разрушения, вошедших в ее социальное тело.

Для Булгакова неприемлем социальный мир, в кото­ром задавали бы тон и безраздельно главенствовали до­морощенные русские «бесы», реальные верховенские и


ставрогины, способные превратить жизнь людей в ад. Философ имел возможность оценить пророческий ха­рактер романа «Бесы», но в 1914 г., когда вышла в свет его работа «Русская трагедия», далеко не все ощущали приближение грядущего социального апокалипсиса и мало было тех, кто сознавал преступный характер ультра­революционного радикализма.

Когда требования государственных законов совпада­ют с библейскими заповедями, то они не воспринима­ются личностью как покушение на ее свободу и досто­инство. В тех же случаях, когда обнаруживается рас­хождение между правом и религиозно-нравственными принципами, в людях рождается чувство протеста про­тив системы права и насаждающего ее государства. По­добно тому как вера в высшие, абсолютные первоначала нужна индивидуальному духу, государству необходима религия, чтобы оно могло успешно развиваться. Только религия способствует органичному сочетанию абсолют­ного с относительным, дает государству возвышенные нравственные цели и направляет его энергию в русло созидания, а не разрушения.

В представлении Булгакова общество — это соци­альная целостность, которую невозможно воспринять с помощью органов чувств. Социальный организм, как творение Божие, есть чудо. Чудом является и человек, пребывающий внутри масштабного общественного тела, но испытывающий при этом не чувство заточенности, а ощущение свободы. На основании творческой свободы зиждется личное достоинство человека, восходящее к религиозным истокам и чувству бесконечности, питае­мому христианской верой.

Религиозное начало играет определяющую роль в социальном самоопределении личности и в жизни об­щества, включающей в себя социально-экономическую деятельность людей. Трудовую деятельность можно рас­сматривать как форму христианского послушания, на­правленную на спасение души. Не только в монасты­рях, но и в светской жизни труд способен выполнять это свое предназначение, ибо он богосроден. Лишь в предпринимательстве нет этого богосродного начала, что делает его препятствием для спасения души. Этим


объясняется распространенный факт жертвования рус­скими купцами «покаянных денег» в церковную каз­ну — монастырям и соборам. Не случайно Н. Я. Дани­левский указывал на антиправославный дух, которым пронизан образ предприимчивого, плутоватого «дела­теля денег» Чичикова. Для автора известного труда «Россия и Европа» это «герой практической жизни, умный, твердый, изворотливый, неунывающий. Улисс своего рода, только с одной стороны, лишенный всякой идеальности стремлений».

Булгаков, разрабатывавший тему философских ос­нований православной социологии хозяйства, утверж­дал, что в хозяйственной деятельности творится общее дело всего человечества. В ней масштабно и впечатляю­ще проявляется космизм человека, обнаруживается его суть и мощь как «космического агента». Вкушая плоды своего труда, человек строит свое тело из космической материи.

Глубокая религиозность русского народа объясняет­ся целым рядом факторов, в том числе и тем, что дере­венский труд на природе гораздо благоприятнее дей­ствует на религиозные чувства человека, чем работа на городской фабрике. Заводскому рабочему, в отличие от крестьянина, совершенно чуждо чувство религиозного единения с космическим целым. Православие утверди­лось как духовная форма, характерная для восточных народов, существовавших на протяжении столетий в ус­ловиях аграрного хозяйства со слабым промышленным и денежным капитализмом.

Н. А. БЕРДЯЕВ:

АНТИТЕЗА ЦАРСТВА ДУХА

И ЦАРСТВА КЕСАРЯ

Николай Александрович Бердяев (1874- 1948) — рус­ский философ. В молодости пережил период увлечения марксизмом, но затем отверг его идеи и перешел на пози­ции религиозной философии. В 1922 г. был выслан из России. Поселился во Франции, целиком посвятив себя творчеству и изданию философского журнала «Путь».

Основные сочинения: «Субъективизм и индивидуа­лизм в общественной философии» (1901); «Философия


свободы» (1911); «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916); «Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности» (1918); «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы» (1923); «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной филосо­фии» (1923); «О назначении человека. Опыт парадок­сальной этики» (1931); «Основная антиномия личности и общества» (1931); «Генеральная линия советской фи­лософии и воинствующий атеизм» (1932); «Новое сред­невековье. Размышление о судьбе России и Европы» (1934); «Я и мир объектов. Опыт философия одиноче­ства и общения» (1934); «Дух и реальность. Основы бо-гочеловеческой духовности» (1937); «Человеческая лич­ность и сверхличные ценности» (1937); «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937); «О рабстве и свободе че­ловека. Опыт персоналистической философии» (1939); «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX-XX веков» (1946); «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949); «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1952).

Для социальной философии Бердяева основополагаю­щий характер имеет антитеза царства кесаря и царства духа, где с одной стороны есть мир неправовых госу­дарств с их бесчеловечными законами, несвободой, на­сильственными методами управления, а с другой суще­ствует метафизический мир должного со свободой, ду­ховностью, справедливостью, максимальным простором для развития личности и реализации всех ее естествен­ных прав.

Современный человек вынужден жить в условиях государственности; понимая необходимость в существо­вании государства, он не может питать любви к этому Левиафану, который стремится подавить все лучшее в личности. Из первой антитезы следуют другие — госу­дарства и личности, власти и свободы. При этом Бердя­ев всегда на стороне личности и свободы, поскольку на человеке, в отличие от государства, лежит печать боже­ственности. Мыслитель рассуждает в русле естественно-правовой парадигмы, полагая, что принцип неотъемле­мости естественных прав и свобод человека полностью соответствует основам христианского миросозерцания,

• 363 •



что в этом принципе в наибольшей мере реализуется идея личной свободы, причастная царству духа. Госу­дарство обязано признавать права и свободы человека, как его неотчуждаемое достояние.

Рассуждая подобным образом, Бердяев, однако, не признает традиционной естественно-правовой термино­логии, полагая, что природа никаких прав не устанав­ливала и потому права не могут быть естественными. Права духовны по своей сути, являются порождением духа, но не природы.

П. А. СОРОКИН:

ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОДИНАМИКА ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) — крупнейший русский социолог XX в. Уроженец Коми-Зырянского края, сын ремесленника и крестьянки. Окон­чил Петербургский университет. Дипломное сочинение Сорокина «Преступление и кара, подвиг'и награда» (1914) вышло отдельной книгой, которая получила высокую оценку научной общественности. Участвовал в револю­ционных событиях, был одним из лидеров правого кры­ла партии социалистов-революционеров, дважды подвер­гался арестам. В 1917 г. являлся членом Учредительно­го собрания и личным секретарем А. Ф. Керенского. В 1920 г. вышла в свет книга «Система социологии», которую Сорокин публично защитил в качестве доктор­ской диссертации. Когда при Петербургском универси­тете был создан первый в России социологический фа­культет, то профессор Сорокин стал его деканом. В 1922 г. Сорокин, негативно относившийся к коммунистической идеологии и советской власти, вынужден был эмигриро­вать на Запад. Преподавал в американских университе­тах, был деканом социологического факультета Гарвард­ского университета, президентом Американской социо­логической ассоциации.

Сорокин — автор многих фундаментальных исследо­ваний, в том числе: «Социология революции» (1925); «Со­циальная мобильность» (1927); «Современные социо­логические теории» (1928); «Систематическая антология сельской социологии» (1932); «Социальная и культурная


динамика», в 4т. (1937-1941);«Кризис нашего столе­тия» (1942);«Общество, культура и личность: структура и динамика» (1947); «Социально-философские теории в век кризиса» (1951); «Власть и нравственность» (1959).