Апология свободы

Софисты настаивали на отсутствии универсальных, общеобязательных нравственных требований и право­вых норм. Акцентируя внимание на праве человека иметь субъективное мнение по всем вопросам, они трактовали


социокультурную нормативность как нечто необязатель­ное. Их субъективизм оборачивался открытым пренеб­режением традиционными запретами, воинствующим не­гативизмом, откровенным имморализмом, различными формами вседозволенности. Свобода как ценность, вкус которой впервые начал ощущать человек «осевого вре­мени», не успев получить всестороннего философского, этического, юридического обоснования, была перехва­чена софистами и заменена ее темным двойником — дерз­ким, имморальным своеволием. Совершив эту коварную подмену, софисты продемонстрировали разрушительный потенциал своего учения, которое, подобно тарану, ста­ло разбивать пока еще достаточно хрупкие цивилизаци-онные и культурные структуры античного социума, рас­шатывать его нравственно-правовые устои.

Интеллектуально-логическая вседозволенность ока­залась чем-то вроде опасного оружия, оказавшегося в руках бесшабашного подростка, лишенного зрелого мо­рально-правового сознания. Софисты с их изворотли­вым хитроумием, азартом и упоением впадали в поисти­не дионисийные восторги, буйствуя и разрушая оружи­ем логических софизмов все, что попадалось им на пути. Интеллектуальный цинизм позволял им выворачивать наизнанку любые очевидности, низвергать любые абсо­люты, опрокидывать все общепринятые, традиционные запреты. Намеренно совершаемые логические подмены вводили в заблуждение слушателей, позволяли навязы­вать им любое, выгодное для софиста мнение. Широкая образованность, значительный жизненный опыт, оратор­ское мастерство позволяли им легко достигать постав­ленных целей.

Открытие софистики можно приравнять к изобрете­нию людьми такого оружия, как лук и стрелы. Некогда возможность точного попадания в цель, удаленность от противника на безопасное расстояние радикально изме­нили условия охоты и войны. Софистика изменила ис­ходные условия вербального общения, предоставив сто­ронам возможность пользоваться мощным оружием на­падения и защиты. Обладая имморальной природой, как и подобает любому оружию, она заняла прочное место в арсенале средств социальной борьбы.


 


• 71 •