ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННОГО СОЦИУМА

СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

В

К РЕАЛИЯМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

истории каждого конкретного общества, каж- дой локальной цивилизации существует такая стадия зрелости, когда социальная система в лице ее наиболее пытливых и интеллектуально одаренных представителей обращает взор на себя. Это похоже на то, что происходит с отдельной личностью, которой тоже свойственно на известных ступенях свое­го взросления устремлять свой взгляд в зеркало само­сознания и задаться вопросами: «Кто я? Откуда я? Куда я иду?»

Ситуация такого рода в масштабах общества приво­дит поначалу к появлению отдельных социологических идей. Проходит время, и наступает следующая фаза в развитии общественного самосознания, когда из разроз­ненных идей складывается система — социологическая теория как концептуальное целое.

Как взрослый человек не может существовать без самосознания, так и зрелая, полномасштабная обществен­ная система не в состоянии нормально функциониро­вать и развиваться без социологической науки, которая выполняет функции самосознания.

Социология — сравнительно молодая научная дисцип­лина, имеющая не слишком длинную историю протяжен­ностью в полтора столетия. Но у нее солидная предысто­рия, насчитывающая со времен Платона и Аристотеля почти двадцать пять веков. На предысторической, эмбрио­нальной стадии развития ее идеи и принципы складыва-

•4 •


 


лись и существовали внутри социально-философских и религиозно-богословских теорий.

Социология собирает, обобщает, систематизирует ин­формацию о том, что происходит в обществе с людьми, с отношениями между разномасштабными социальными субъектами, с общественным и индивидуальным созна­нием. Своеобразие ее подходов к каждому конкретному объекту определяется длиной тех причинных цепочек, которые связывают этот объект с различными социальны­ми структурами. Эти причинные связи, их начала теря­ются в пространствах того гигантского социального тела, которым является цивилизация.