Диалогическая форма социальной коммуникации

Для Сократа основным средством интеллектуально­го поиска стал живой, непосредственный диалог. Пред­ставлявший собой своеобразную микромодель культур­ного агона, диалог выглядел как состязание собеседни­ков, в котором сталкивались различные взгляды, мнения, позиции, совершался обмен знаниями, обнажались не­соответствия и противоречия в устоявшихся ранее пред­ставлениях. Сократ обладал умением доводить обнару­жившиеся в диалоге противоположные взгляды до не­посредственного столкновения. Заостряя противоречия, он уточнял смыслы понятий, выявлял новые содержа­тельные грани и оттенки. При этом он никогда не брал на себя роль оракула, изрекающего окончательные ис­тины. Для него диалог выступал как многоактная ин­теллектуальная драма, ценность которой была не в фи­нальной сцене развязки, а в том, что ей предшествует.



В процессе беседы обнаруживались различные смысловые аспекты обсуждаемой проблемы, между которыми отыс­кивались связи, устанавливались логические отношения, и в итоге возникало новое знание о предмете. Участие в этом поиске будило в Сократе азарт охотника и доставля­ло ему высшее наслаждение, степень которого станови­лась предельной, когда философу удавалось установить принадлежность выявленных смыслов к единому целому божественного Закона (Номоса). Появлялось не только новое знание, но и открывался факт его причастности к высшим нормативным и ценностным первоначалам бы­тия. Умея выявлять и активно использовать продуктив­ный потенциал интеллектуально-познавательного агона, Сократ был далек от того, чтобы присваивать себе его результаты и считать себя единоличным обладателем ис­тины. Он всегда признавал соавторство собеседника, сколь бы малым ни являлся его вклад. В отличие от Гераклита, державшегося намеренно обособленно, никого не впус­кавшего в свой духовный мир, не посвящавшего сограж­дан в свои интеллектуальные искания, Сократ был от­крыт для каждого и видел в диалогическом общении мощный фактор стимуляции творческого мышления.