Платоновский диалогический дискурс

Форма диалога, столь любимая Платоном, стала для него средством выражения представлений о неустрани­мом драматизме бытия, о неискоренимости жизненных противоречий и о вечной неуспокоенности человеческо­го духа, жаждущего высшей истины и справедливости. Характерно, что в диалогах платоновский Сократ никог­да не берет на себя роль оракула, изрекающего несомнен­ные истины, оставляя последнее слово не за собой и даже


не за автором; оно всегда остается за читателем диало­гов — читателем сегодняшним, завтрашним, послезавт­рашним. В этой открытости, распахнутости платоновских диалогов в интеллектуальную, этическую, экзистенцио-нальную перспективу духовной жизни человеческого рода состоит один из главных секретов их содержательно-смысловой неисчерпаемости.

Если философам последующих эпох было свойствен­но излагать результаты своих размышлений в логичес­ки завершенном виде уже систематизированных рацио­нальных доводов, то у Платона этого всего нет. Его твор­ческое «я» предстает в живом поиске, когда каждый новый смысловой нюанс, каждый новый поворот мысли рождается на глазах читателя. При этом несомненно, что философ ведет свой внутренний разговор-размышле­ние, беседует с самим собой, но при этом для удобства читательского восприятия он разделил связки отдельных доводов, принадлежащих конкурирующим позициям, между воображаемыми собеседниками. В итоге возник жанр диалога как наиболее подходящий для энергично­го, ищущего ума, позволяющий сохранять обстановку открытости, незавершенности, недосказанности чего-то важного и потому приглашающий читателя поддержать и продолжить дальнейший поиск.

Из суммы сократических диалогов явно складывает­ся единый сверхдиалог, который вполне мог бы назы­ваться «Житие великого праведника». Его главный ге­рой, с самозабвеньем и настойчивостью проводивший свои изыскания, дал не столько правильных ответов, сколько поставил верных вопросов, над которыми миро­вая философская мысль размышляет вот уже почти две с половиной тысячи лет.