ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

Предметом социологического внимания могут быть социальные структуры как локальных цивилизаций, так и мировой цивилизации, выступающей в качестве единого, интегрированного целого. В последнем случае социология превращается уже в макросоциологию ци­вилизаций.

Социология как самостоятельная теоретическая дис­циплина исследует:

а) любые социальные реалии как специфические ло­
кальные системы, обладающие характерными типовы­
ми признаками;

б) причинные воздействия цивилизационной метаси­
стемы на эти реалии;

в) встречные причинные воздействия социальных реа­
лий на цивилизационную мегасистему.

Социологический подход предполагает, что логика исследования подчинена принципу социального детер­минизма. Данный принцип требует исходить из того, что общественные отношения, социальные институты и структуры способны задавать сознанию людей и их дея­тельности определенную содержательно-смысловую на­правленность. Социология смотрит на человека не как на автономную личность, а как на гетерономного инди­вида, находящегося под влиянием надличных соци­альных структур.

• 5 •


В свете социологического подхода каждая соци­альная реалия предстает не как самостоятельный и са­моценный феномен, но как составная и в значительной мере подчиненная часть социальной системы, наделен­ная функциями обслуживания этой системы. Подоб­ный подход позволяет учитывать всю совокупность со­циальных воздействий на исследуемый предмет и одно­временно абстрагироваться от причинных воздействий трансцендентного, космологического, естественно-при­родного характера.

Социологический подход несет в себе идею приори­тета целого над частью, социума над индивидом. Для социологии принципиально важно то, что человек пре­бывает в непосредственной зависимости от силовых ли­ний общественно-исторической необходимости и от внеш­них механизмов социальной системы. При этом одна из главных жизненных задач человека состоит в том, что­бы постичь смысл и суть этих зависимостей, приспосо­биться к их требованиям и отыскать внутри них свою нишу допустимой социальной свободы.

Социальная детерминация может рассматриваться и как активное содействие общественной системы воз­никновению чего-либо, и как ограничение свободы че­ловеческих действий, т. е. установление нормативных, организационных, технологических пределов для целе-полагания и целеосуществления. Поэтому прямым след­ствием действия детерминационных механизмов может быть личная несвобода субъектов, выступающих как добровольные или подневольные адаптанты, вынужден­ные подчиняться социальной системе. При этом социо­логическое знание способно выступать как одно из средств поведенческой саморегуляции, позволяющее личности приспосабливаться к требованиям таких мак-росоциальных систем, как государство и гражданское общество.

К социологии не следует подходить с позиций тради­ционной для европейской социологии дихотомии «номо-тетическая — идиографическая». Ее нельзя назвать су­губо номотетической дисциплиной, интересующейся толь­ко типическим, необходимым и закономерным. В той же мере ее нельзя считать только идиографической нау-


 


кой, сосредоточившейся лишь на особенных, неповтори­мых, уникальных социальных фактах. В ней присут­ствуют оба эти познавательных вектора; она интересует­ся и фактами, и закономерностями, являясь, по сути, номоидеографической научной дисциплиной.